Религиозную сказку о первых людях – Адаме и Еве, их беззаботной жизни в Раю, и полной страданий и унижений после низвержения на землю, знает почти каждый.
Однако в некоторых древних религиозных текстах упоминается, что до Евы была еще одна женщина, созданная для Адама – Лилит. Что же с ней стало и куда она делась из анналов священной истории? Этот образ, прочно осевший в искусстве, описывает красивую искусительницу, демоницу. Конечно, злой она стала, когда отказалась подчиняться мужчине.
Этот образ упоминается в Свитках Мёртвого моря, в некоторых ранних апокрифах христианства, и в арабских мифах. Лилит воплотила все, чем не посмела быть Ева – свободу, страсть, вечную молодость. Она стала ее противоположностью и теневой стороной. И как знает, может дух ее живет в каждой женщине без исключения?
Еврейская энциклопедия гласит: Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит. Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам.
Как женщина, Лилит также связана с деторождением, но в противоположном ключе. В качестве кары Яхве, она не дает жизнь, а забирает и навсегда остается бесплодной. Лилит этого будто-то бы и хотела, сбежав от мужа и объявив себя равной мужчине.
Но в искусстве образ Лилит прекрасен той порочной красотой, с которой художники (конечно, мужчины) подходили к его написанию. Всегда она пышет эротизмом, обнажена, с длинными черными (у прерафаэлитов - рыжими) волосами, иногда с демоническими крыльями или в сопровождении признаков нечистой силы.
Совершенно не удивительно, что в современном мире образ Лилит был переосмыслен, теперь он воспринимается без суеверного страха, а с пониманием, даже восхищением. Ведь судя по ветхозаветным текстам, Лилит была первой в мире феминисткой, женщиной, отринувшей главенство мужчины, той, кто пошла собственным путем, пусть темным и греховным, но отвечающим ее собственным представлениям о свободе.
В искусстве Лилит от безобразного мифологического существа обратилась в роковую красавицу с длинными волосами, сильным телом и непокорным духом. И эта перемена также весьма показательна, она говорит о том, что сами мужчины к 19 веку изменились. И у них возникла потребность в сильной и умной женщине рядом.