Правда ли, что примерный проект станции существовал ещё в 1930-х? С какими трудностями столкнулись рабочие, когда строили "Сухаревскую" спустя несколько десятилетий? В чём смысл отделки платформы, и какие украшение здесь можно разглядеть? А также - как один из выходов в 2000-е годы превратился в большой магазин? И что затевают с другим вестибюлем на противоположной стороне сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.
Идея старше, чем кажется
Станция "Сухаревская" открылась 5 января 1972 года вместе с "Тургеневской". Так в столичном метро появилась Калужско-Рижская линия. До этого было два самостоятельных отрезка: "ВДНХ" - "Проспект Мира" и "Калужская" - "Китай-город"*. После начала работы новых станций две линии превратились в одну. Её название - это результат соединения имён бывших раздельных участков.
Работы по сооружению "Сухаревской" начались в конце 1960-х. Но станция могла появиться намного раньше и стать одной из первых в Московском метро. В 1933 году инженер Н.С. Дорогутин предложил проект линии глубокого заложения от Абельмановской заставы через Таганскую площадь, Китай-город и улицу Сретенку до Рижского вокзала. На этом участке предполагалась и станция "Сухарева башня". Название отсылает к одноимённой постройке, которая там располагалась.
Дорогутин предлагал укрепить её фундамент, чтобы не возникло проблем при строительстве станции. Но московские власти выбрали другой вариант - снести конструкцию. Конечно, метро тогда здесь так и не построили. Сухареву башню разобрали в 1934 году, чтобы улучшить движение наземного общественного транспорта. Это был чуть ли не единственный случай, когда москвичи по-настоящему горевали об исчезнувшей архитектурной достопримечательности. К такому выводу можно прийти после анализа многочисленных воспоминаний жителей города того времени.
А так сразу и не скажешь
Через несколько десятилетий к идеям Н.С. Дорогутина вернулись. Линию по его проекту, конечно, строить не стали. Но станция "Сухарева башня" всё же открылась. Правда под иным названием - "Колхозная". Так именовалась площадь на поверхности. Работы вели на большой глубине. Строителям пришлось действовать очень аккуратно, особенно во время прокладки эскалаторного тоннеля для выхода в город. Здесь были плывуны (смесь воды и песка), так что потребовалось применять технологию заморозки грунта.
Обеспечивать водонепроницаемость пришлось и на самой платформе, а также в перегонных тоннелях. По своей конструкции "Сухаревская" - это трёхсводчатая пилонная станция. Она располагается на глубине 43 метра. За внешний облик платформы отвечал архитектор Римидалв Погребной. То, что станция должна была открыться под названием "Колхозная", определило её декор.
Оформление посвятили теме земледелия. Пилоны чем-то напоминают по форме букву "Х". Однако на самом деле это перевязанные снопы. Для отделки выбрали мрамор преимущественно кремовых и жёлтых оттенков, чтобы напоминало пшеничные колосья. Над пилонами находится световой пояс, закрытый матовым стеклом. Внутри находятся лампочки. Похожие конструкции разместили и в арках между пилонами: квадратные углубления, по краям которых есть светильники.
Смотрите внимательнее
Путевые стены отделали светлым мрамором. В качестве дополнительных украшений здесь разместили металлические чеканные панно на сельскохозяйственную и растительную тематику. Всего их четыре штуки. На боковых платформах устроили такое же освещение, как и в центральном зале. Кроме того вдоль пилонов установили мраморные скамейки чем-то похожие на те, что присутствуют на станциях сталинских времён. Пол "Сухаревской" отделали розовым, серым и чёрным гранитом.
Торец платформы никак украшать не стали. Там находится лестница, которая ведёт в технические помещения. Выход в город со станции один. Однако благодаря разветвлённой сети подземных переходов можно оказаться как на Сретенке, так и в начале проспекта Мира. Изначально выходы никак не были декорированы. В 2000-х тот, что располагается на чётной стороне Сретенки, отделали странными конструкциями. Там открыли магазины и рестораны.
Избавились от этой постройки только в 2016 году. Теперь не нужно искать вход в метро среди многочисленных вывесок торговых помещений. Сейчас работы ведутся на противоположной стороне Сретенки. Видимо, тот выход в город также хотят спрятать под крышей. В официальных источниках никаких подробностей не нашёл. Но когда проезжал мимо буквально неделю назад, видел, что идёт стройка, и есть очертания будущих конструкций. Вроде в конце января должны уже закончить работы. К сожалению, фотографию не сделал.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!