Найти тему
Добрая Геймерша

TES5: Skyrim. Ансилвунд: утраченный смысл легенды о Фьори и Холгейре

Легенда о двух влюбленных, довольно популярная в Скайриме книга к 4Э 201, в общих чертах такова: воин и воительница из разных племен древних нордов после поединка полюбили друг друга, Холгейра укусила змея, Фьори принесла ему противоядие, сходив за тридевять земель, вылечила возлюбленного, но ее тоже укусила та же самая змея, от чего несчастная умерла моментально, после чего Холгейр построил ей гробницу и добровольно ушел из жизни вслед за возлюбленной. Нет повести печальнее на свете, так сказать.

Эту гробницу - Ансилвунд - можно посетить в 4Э 201. Если избавить мумифицированные тела героев легенды от власти помешавшейся от горя после смерти мужа некромантки-редгардки, воссоединив тем самым их души снова, можно получить от них в благодарность уникальный Призрачный меч, и вправду состоящий из структурированной эктоплазмы.

Но финал их истории не так интересен, как начало.

Если вчитаться в текст легенды, то, во-первых, возникают вопросы к странному поведению змеи и к ее не менее странно действующему яду, а во-вторых, один фрагмент представляется вставленным совершенно искусственно:

"...Но приползла Змея и укусила Холгейра, и яд её глубоко проник в рану.

И предстал перед очами Фьори Кит, когда та пришла к берегу через заснеженные горы.

Она получила эликсир из Акавира и спешно возвратилась в лес..."

Да, в тексте легенды, кроме всего прочего, спрятан пароль к открытию внутреннего комплекса гробницы, Орел-Змея-Кит-Змея, поэтому упоминание Кита очевидно неизбежно, но все же Кит выглядит здесь совершенно лишним сюжетно, как и Акавир.

Колонны-триолиты Ансилвунда со священными символами, расположенными в правильном порядке
Колонны-триолиты Ансилвунда со священными символами, расположенными в правильном порядке

Постфактум появилось свидетельство, на котором можно построить объяснение происходящему. Древненордские символы, массово встречающиеся в их гробницах, обрели прямое соответствие с пантеоном нордов. Древняя легенда, очевидно, дошла до Четвертой эры с большими искажениями.

Итак, Орел (Eagle), вовсе не Орел, а Ястреб (Hawk) - это богиня Кин, иначе Кинарет, супруга Шора (он же Лорхан). Змея - это Оркей, бог смерти, некое синкретическое божество из Принца Даэдра Малаката и Аркея (сложный теологический момент, но в этом есть определенный смысл: Малакат не из истинных даэдра, а искаженный аэдрот или смертный, обычно считают, что Тринимак, при этом Аркей исходно по некоторым легендам тоже не из аэдра, а смертный, есть над чем задуматься). А Кит - это Стун, иначе Стендарр, тан Шора, бог искупления, а позднее - милосердия.

Теперь обретают интересное прочтение такие строки легенды:

"И как Орёл находит себе пару, так и Фьори нашла себе ровню в Холгейре" - в пересказах легенды за несколько тысяч лет Ястреба как-то раз спутали с Орлом, так и укрепилось, а на самом деле влюбленных сравнили с Кин и Шором, божествами хоть и благими в человеческом понимании, но и связанными со смертью. Считается, что Кин относит души умерших нордов в Совнгард, владения своего супруга Шора, который сам по большей части мертв (тоже сложный теологический момент, но если совсем кратко: другие боги убили Лорхана за то, что он сотворил с их помощью мир ценой их бессмертия, но его смерть явно была не абсолютной).

Уже в этом моменте читается, что оба героя обречены. Возможно, в легенде иносказательно описано жертвоприношение членов двух племен ради общего благоденствия, жертва-выкуп Змее-Оркею в виде ритуального поединка до смерти. В современной легенде как раз сказано "никто уж не вспомнит причину их раздора" - потому что никакого раздора и не было.

Фьори и Холгейр любили друг друга на самом деле (с их душами можно кратко пообщаться напрямую и узнать это), поэтому, видимо, не захотели в поединке убивать друг друга. Это определенно сочли святотатством, Оркей требовал положенное ему. Каким-то образом из двоих святотатцев выбор пал на Холгейра, и каким-то, возможно и вправду связанным со змеями способом (змеиная яма или ритуальное отравление), он должен был быть принесен в жертву.

Чтобы спасти его, Фьори обратилась к Киту-Стуну. Акавир тут, скорее всего, позднейшая вставка, новые поколения рассказчиков легенды не понимали, откуда посреди материка взялся Кит, воспринимаемый ими уже как реальное морское животное, а не воплощение бога, отсюда и явно чужеродный эпизод - чтобы героиня увидела Кита "легитимно", ее нужно было зачем-то довести до моря. При этом в сам Акавир даже по современному тексту легенды героиня не попадает, эликсир оттуда она получает неизвестным образом. Смысл встречи с Китом в пересказах потерялся, но необходимость его присутствия в легенде сказители знали хотя бы по факту четырех символов в Ансилвунде.

Почему Фьори обратилась именно к Стуну? Из "Разновидностей веры": "Он показал людям, как брать пленных на войне, и какова выгода от этого", иными словами, разрешил/научил не убивать в бою. Возможно, легенда в целом отражает попытку древненордской культуры сделать шаг от архаичной жестокости к более цивилизованным обрядам. К примеру, жречество Оркея отстаивало старые традиции, а жречество Стуна пыталось заменить их на что-то более прогрессивное.

Стун ответил на ее молитвы (как вариант, жрецы Стуна отстояли Холгейра), женщина спасла возлюбленного, но взамен Оркей все же забрал ее саму (может, она просто умерла, и это сочли волей бога, может, ее убили жрецы Оркея). Далее все по тексту легенды.