Допустим у тебя… кхе… кхе… саркома легкого. Официальная медицина бессильна. Как быстро ты, рациональный и образованный во всех смыслах человек, начнешь верить в лечебную магию?
На заре времен лекарственная наука была народной, а врачевание – коллективным. Первобытные люди накапливали и передавали знания о свойствах растений, о вкусной и полезной пище, о пользе бега на свежем воздухе и т.д. Люди жили и умирали без отрыва от природы.
Потом человек стал покорять природу. А там, где орудия труда – там и производственные травмы. Первые промедицинские специализации: костоправ и травник (или зелейник). Развитие охоты в дальнейшем привело к возникновению примитивной полевой хирургии: выковырять наконечник стрелы, остановить кровотечение, вскрыть гнойник.
С появлением домашнего очага – образ жизни стал оседлым. Хранительница очага – женщина, но поддерживать огонь на протяжении длительного времени невозможно без взаимовыручки: и вот уже помощь в родах кажется естественной, чтобы не остаться без сменщицы.
Каждый навык создавался и отрабатывался столетиями. Это эмпирический путь познания. Приложил тысячелистник к ране – она затянулась. Полезно. Накормил пациента красивыми волчьими ягодами – умер в корчах. Неполезно. Получить ожог – больно, а закрыть прижиганием ампутацию, чтобы не допустить обескровливания – разумно. Но есть еще много болезней, которые берутся словно бы из ниоткуда. ВДРУГ.
Разум сочиняет анимизм (одухотворение природы) и вот уже перед нами список недугов, которые насылают на человека злые духи. Вроде ягоды не ел, а все равно загнулся. В чем причина? Потому что забыл надеть амулет, защищающий от демонов, подскажет шаман племени. Ты их не видишь, но они есть. Или прогневал Господа своим грешным поведением. Или вон та старая ведьма тебя прокляла…
Мы не можем смириться с этим лишенным видимой причинно-следственной связи ВДРУГ. Нам необходимо логичное объяснение в обычной ситуации и любое – если ситуация стала критической. За что, Господи?!
На помощь спешит лечебная магия. Езжайте к тому хилеру: вытащит любую саркому из любого места – даже не почувствуете! Части пазла постепенно складываются. Шаману выгоднее лечить охотников, чем самому выходить на охоту. Ценность шамана для племени не должна вызывать сомнения, а это значит: необходимо создать культ самого себя.
Четкий культ подразумевает систематизацию знаний и жонглирование восприятием толпы. А последнее: это всегда либо чудо, либо фокус. Ты ходишь по воде или все вокруг рассказывают, что да: точно ходил.
Следующий шаг для умного шамана (глупый всех демонов не запомнит): тот, кто владеет знанием – владеет миром. И тот, кто ничего в искусстве спасения жизни не понимает, в обязательном порядке будет консультироваться с тем, кто понимает. Будет слушаться и платить, если поможешь. А вдруг заболеет вождь племени и шаман его вылечит? От перспектив голова кружится.
А долго ждать, пока вождь заболеет или процесс можно ускорить? Так появляется наука о ядах и противоядиях. Но каждый рецепт удержать в памяти сложно, а записывать (вот уже изобрели первые пиктограммы) все подряд – опасно. Вдруг увидит тот, кто не должен. Значит, нужны заговоры и заклинания. Нужен отдельный язык, не доступный простым смертным. Нужны чудесные исцеления и эффективные проклятия.
Так формируется два направления врачевания: эмпирическая медицина, основанная на опыте-наблюдении и медицина магическая, связанная с всевозможными религиозными культами. Эти два направления можно разделить в теории, но сложно на практике. Особенно, если речь идет о происхождении болезней.
И об эффективности лечения. Даже в XXI веке. Особенно в XXI-ом.