Продолжение истории жизни знаменитого шведского режиссёра. Предыдущая часть ЗДЕСЬ⤵️
"Лето с Моникой"
Летом 1951 года Бергман приступил к съемкам "Лета с Моникой". На главную роль взяли Хариетт Андерссон -- молодую актрису кабаре, танцевавшую в театре "Скала" в сетчатых чулках и с выразительным декольте. "Ее талант отмечен признаками гениальности", -- отмечал режиссер. Труппа выехала на натурные съемки в шхеры. Все проблемы на время ушли, и Ингмар впал в беззаботную эйфорию.
"Работе в кино сопутствуют сильные эротические переживания. Ничем не сдерживаемая близость к актерам, полнейшее сближение," -- пишет он.
Дьявол искуса не дремал -- на сей раз его легкомысленной жертвой стала Хариетт.
Оба понимали недолговечность этой связи. Вернушись домой, Ингмар рассказал жене о том, что произошло, и попросил несколько месяцев отсрочки. Кто знает, почему он поступал так жестоко? Возможно, в этом виновато безлюбое детство. Он никого не любил, и меньше всего -- себя самого. И всю жизнь довольно серьезно влюблялся, а потом рвал драгоценные нити, страдая от этого сам и заставляя страдать других... Гун пришла в ярость. Удивившись невиданному ранее величественному гневу, Ингмар почувствовал большое облегчение, упаковал вещи и отправился восвояси.
Через несколько лет они снова сблизились, но лишь на короткое время. У каждого был свой круг друзей, любoвников. Они попробовали начать сначала и показали себя настоящими эгоистами, не замечая, как болезненно и ревниво реагирует на это их сын.
Гун стала прообразом многих героинь бергмановских фильмов. Она погибла в автомобильной катастрофе в расцвете лет.
Закончив "Лето с Моникой", Бергман снова очутился на мели. Столичные театры не нуждались в его услугах. Хариетт продолжала выступать в сетчатых чулках и декольте в театре "Скала", где ее заставляли петь куплеты с таким припевом: "Я разденусь, если Бергман позовет".
В 1952 году режиссер принимает предложение Городского театра Мальмё, куда пригласили и Хариетт. Это было время интенсивной работы и богемной жизни.
"Каждое утро ровно в половине девятого я приходил в театр, съедал в буфете завтрак, состоявший из шести печеньиц и чашки чая, с половины одиннадцатого до часа дня репетировал, перекусывал ветчиной и яйцами, выпивал чашку крепкого кофе, продолжал репетицию или преподавал в театральной школе, писал сценарии, вкушал кратковременный сон в своемтанатомическом кресле, обедал -- непременно кусок мяса с кровью и картошка, готовился к завтрашнему дню, зубрил урок либо проходил заново спектакль".
После того как Хариетт смывала грим и переодевалась, они уезжали домой и ложились спать. Напряженная совместная работа благотворно сказалась на личных отношениях -- ни до, ни после ему не приходилось переживать ничего подобного. Жесткий рабочий ритм и профессиональная общность служат, пожалуй, самым прекрасным корсетом для сдерживания неврозов и грозящего распада. Но этот корсет неестественен. В 1955 году они разошлись, однако творческих связей не порывали.
Все имущество Ингмара состояло из двух пар брюк, нескольких фланелевых рубашек и двух пар туфель. Про себя он решил, что муки совести -- это кокетство, потому что мучения не в силах искупить нанесенное им зло. Внутри же, очевидно, шел какой-то непостижимый процесс: он страдал хроническим катаром желудка, гастритом, язвой желудка, язвой кишки, рвотой и желудочными спазмами, сопровождавшимися поносом. Молодой человек крупного телосложения весил всего 56 кг.
В 1956 году к Бергману приходит международное признание: лента "Улыбки летней ночи" получает специальный приз на Каннском фестивале. Потом будут "Осенняя соната", "Фанни и Александр"...
Окончание ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
Ольга Федорова (с) "Лилит"