Найти тему
Журнал не о платьях

"Они боролись - но, скованные одной цепью, шли ко дну". И второй брак Бергмана - с прекрасной Эллен - трещит по швам

Источник фото: biography.wikireading.ru, 24smi.org
Источник фото: biography.wikireading.ru, 24smi.org

Продолжение истории жизни знаменитого шведского режиссёра. Предыдущая часть ЗДЕСЬ⤵️

Эллен

Праведные труды во благо двух семей не пропали даром: в 1946 году Ингмар Бергман принимает на себя обязанности режиссера в более крупном и посещаемом Городском театре Гетеборга. Кроме театра он занят работой в кино и как сценарист. Продолжают выходить его фильмы.

Весной 1948 года Ингмар и Эллен перебрались в пятикомнатную квартиру. К этому времени у них уже было четверо детей.

Эллен с детьми. Источник фото: biography.wikireading.ru
Эллен с детьми. Источник фото: biography.wikireading.ru

Поскольку первая жена Бергмана Эльса все еще болела, с ними жила их дочь Лена. Сюда же переехала теща с малолетним сыном (в доме у них произошла трагедия: отчим Эллен покончил с собой). Они обосновались в комнате неподалеку от спальни. По ночам вдова частенько плачет.

Супружеская близость, бывшая для Ингмара и Эллен спасением, прекращается из-за такого тесного соседства. Денег не хватает. Эллен разрывается между домом и работой, которая выпадает от случая к случаю.

Ингмар все чаще отлучается по делам в Стокгольм, снимает комнату в пансионе. Он бежит из Гетеборга, из этого "застегнутого на все пуговицы города", где его ждут ограниченный мир театра и сотрясающийся от детского крика дом, пеленки, рыдающие женщины, бешеные сцены ревности (нередко вполне оправданные). Но, кажется, выхода нет: измены стали навязчивым правилом. Эллен впадает в отчаяние, она умоляет мужа хоть один раз сказать правду, но он неспособен на это.

Между боями выпадают краткие передышки, когда они ощущают глубокую взаимную привязанность; их тела понимают и прощают друг друга.

Эллен была настоящей подругой. Возможно, при других, более благоприятных обстоятельствах их совместная жизнь и сложилась бы иначе. Они боролись -- но, скованные одной цепью, шли ко дну.

За пределами своей страны Ингмар Бергман всегда чувствовал себя не очень уютно. Он, как хорошее вино, не выносит путешествий. Однако самая первая поездка во Францию в 1949 году принесла ему желанный покой. Он ни с кем не встречался, не разговаривал. Каждый вечер напивался, а в 9 утра уже сидел за письменным столом. Изрядное похмелье пришпоривало творческое вдохновение. В маленьком городке Кане он пишет сценарий "К радости". Фильм повествует о молодой паре -- музыкантах симфонического оркестра.

Маскировка была формальной, ибо речь шла о нем и Эллен. Тем временем от нее стали приходить любовные послания.

"Под влиянием робкой надежды на светлое будущее нашего истерзанного брака образ героини превращался в чудо красоты, верности, ума и человеческого достоинства, -- вспоминает Бергман. -- Герой же, напротив, выходил надутой бездарью -- вероломным, лживым, напыщенным... Конец фильма ужасно трагичен: героиня погибает при взрыве примуса. Возможно, это было моим потаенным желанием".

Закончив сценарий, просветленный Ингмар едет домой. Но свидание с Эллен было недолгим: он обнаружил, что жена общается с художницей-лecбиянкoй, и это вызвало в нем дикий приступ ревности. После бурного примирения он отправляется в Стокгольм и приступает к съемкам.

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:

"Моего первого ангела звали Суварр и он помогал мне вести семинары"
Тайные знания Лилит17 июля 2020

Ольга Федорова (с) "Лилит"