Найти в Дзене

Об артиллерийской стрельбе.

Страна: СССР Тип: Корабельная двухорудийная артиллерийская установка Дата выпуска:1962 г.Расчет: 9 человек Калибр:76,2-мм Длинна: Длинна ствола: 59 калибров Ширина: Нет сведений Вес: 26 тонн (без боеприпасов и расчета)Скорострельность: 90 выстрелов в минуту Дистанция стрельбы: По воздушным целям: 13 км, по морским: 15 км. Начальная скорость снаряда:980 м/с Боекомплект: 2400 выстрелов (138 готовых к стрельбе)

Вот на такой красавице мне пришлось учиться защищать мою Родину. Три года учился, вдолбили так что до сих пор всё помню. Эту красавицу мы называли БАШНЕЙ. Коротко и ясно. Официальное её название АК-726 или ЗИФ-67. Она универсальная. Может стрелять по морским, береговым и воздушным целям. Снаряд для неё осколочно фугасный с двумя типами взрывателя. АР-по воздушным целям. ВГ- для морских и береговых. Были ещё и ныряющие, но я их уже не застал, списали. Снаряд был очень похож на патрон от винтовки Мосина. Только он был в 10 раз больше и весил 12,8 кг. В кармане носить не удобно. Для использования в башне они снаряжались по два в обойме. Хранились снаряды в арт. погребах. В стеллажах в сотах. Подавались от туда в подбашенное отделение, там снаряжались в обоймы и отправлялись в элеваторы орудий. По тридцать штук на ствол. Обойма-АР, обойма-ВГ. Для разных целей. На моём проекте корабля на каждую башню было 1500 снарядов.

Для не знающих объясню разницу во взрывателях. Снаряд был осколочно-фугасный. АР- был светло синенький он применялся против воздушных целей. При вылете из ствола у него под действием давления разбивалась ампула с электролитом. Начинал работать передатчик. Он посылал импульсы в сторону несчастного самолёта. Этот умный импульс отражался и летел в умный взрыватель. За 25 метров от цели снаряд взрывался и осколки пробивали обшивку. На больших скоростях обшивка самолёта начинала задираться и самолёт сам раздевался. Если мы промажем, чо мало вероятно, то снаряд самоликвидируется Взрыватель ВГ- красного цвета. При вылете из ствола у него от действия центробежной силы у него взводился ударник. Снаряд взрывался при ударе о цель. У него так же был самоликвидатор. Вот такими умными снарядами стреляла наша умная башня. Это я написал про снаряды боевые. Во время учебных стрельб мы ими не пользуемся. Для этого мы получаем перед стрельбой специальные снаряды. У них выстрел (заряд пороха) боевой, а снаряд и взрыватель болванка. Они отличались от боевых двумя белыми полосками на взрывателе. На гильзе было написано УПСБ ( учебный практический снаряд боевой). Обычно мы их за неделю до стрельб получали в арсенале по одиннадцать штук на ствол. Почему столько я не знаю, не интересовался. Мне было всё равно сколько я их выпалю в белый свет как в копеечку. В следующей статье напишу как со мной произошёл один подленький случай с этой маркировкой.

Теперь продам секрет о том как она наводилась на цель и стреляла. У башни было три способа наведения. Автоматический, полуавтоматический и местное управление. Что бы было понятней сообщу вам что БЧ-2 (Боевая часть) у нас делилась на 4 БП (Боевой пост). На БП-1 находится командир боевой части. Он через ЦАРП (центральный арт. пост), от станций которые находятся на мачте, получает целеуказания и нажимает кнопку открытия стрельбы. Мы, расчёт башни можем в этом случае куда нибудь сходить. Мы должны были подготовить башню к стрельбе и не мешать ни кому, могли спать если не помешает грохот и дрожание башни. Второй способ почти такой же только он резервный если антенны станций для стрельбы выйдут из строя. БП-2 находится на верхней палубе надстройки корабля на открытом месте. Им командует старшина команды, мичман. Он вставляет в хитрый аппарат бинокль и ловит самолёт. В этом случае мы расчёт обязаны быть в башне. Потому что стрелки приборов наведения у наводчиков башни начинают двигаться туда куда смотрит бинокль. Как только наводчики совместят движущиеся стрелки со стоячими , то мичман нажимает кнопку и начинается бабаханье. Ну и на местном управлении 3 и 4 БП делают Всё сами от прицела башни. Он увеличивает в 10 раз. Мы когда шли с базы в Севастополь мимо пляжей Евпатории, то смотрели по очереди кино. Пляжи были длинные, женщин было очень много.

Теперь про местное управление которым управлял я. Оно такое же как от второго БП, только в этом случае я ловлю в прицел самолёт, а наводчики совмещают стрелки и по моей команде "залп" бьют по педалям спуска. Сначала вертикальный наводчик (он сидит подо мной), потом горизонтальный, он с правого борта. Заряжающие перед этим уже спец. рукояткой отправили по снаряду на линии досылки. Стрельба автоматическая. Можно держать педали до упора, пока все снаряды вылетят, или по моей команде стрелять одиночными. Связь у нас в башне точно такое как в танке. Мы одеваем танковые шлемофоны и базарим. Оно называется ТПУ-1 (танковое переговорное устройство). По тревоге, прибежав в башню члены расчёта одев шлемофоны, докладывают мне о готовности и я приняв доклады от них докладываю по спец. связи на КП-2 лейтенанту. Он говорит гуд и рекомендует ждать целеуказаний. Мы сидим и не бздим. Вентиляция плохо работает. В башне их две. Приточная и вытяжная. Они включаются при стрельбе. Иначе мы бы от пороховых газов задохнулись бы.

Тревоги на кораблях бывают разные по назначению и времени. Поэтому от безделья мы любили слушать пение нашего певца горизонтального наводчика Олега Кочергина. Я по ТПУ давал команду;-" Кочерёжка, запевай". Он любил это дело. Один раз мне классный фак прилетел от командира корабля. Я нечаянно включил не тот рычажок на коммутаторе. В общем мы весело жили. Песни слушали и не тужили. У меня в отделении были мой год и на полгода младше. Так что "годковщины" в отделении не было. Олег по совместительству раздачей продовольствия ведал. Поэтому мы от голода не страдали. Подписывайтесь на канал, в следующей статье об одной интересной стрельбе.