Давайте откровенно: ситуация, когда человек «сам себе редактор», да так, чтобы вышло складно и ладно, — явление редкое. И не только в обществе писателей и поэтов, но также, например, среди блогеров.
Каждый кусочек текста самостоятельно причёсывать, доводя до идеала, так это один сонет можно целый век готовить к знакомству с читателем! А выставлять, как есть, порой чревато: нажить репутацию — большой труд, а вот потерять её можно из-за совсем дурацких ошибок.
Опытные авторы, с какими бы материалами они ни работали, знают о возможности (необходимости) на определенной стадии готовности делегировать «вычёсывание блох».
Но иногда даже они откровенно заблуждаются, отвечая на вопрос «кому?».
С чего начать? От простого к сложному.
Бета-ридер
Знакомьтесь, ваша мама, или лучший друг, или коллега, или супруг(а).
Действительно, чаще всего бета-ридером (даже не зная значения этого термина) для писателя художественной литературы, поэта, блогера и даже готовящего научную статью человека выступает его знакомый или близкий человек, не всегда имеющий специализированные знания и навыки.
Его задача — стать первым рядовым читателем, похвалить сильные стороны и обходительно покритиковать недочёты, указать на недоработки и очевидные ляпы (логические нестыковки, рояли в кустах, сбитый ритм, странности другого порядка), четко осознавая, что перед ним еще не конечный вариант.
Конечно, у большинства авторов мама не корректор, друг не литературный редактор, а коллега не агент, который поможет сформулировать особенности целевой аудитории, продвинуть труды и заработать на них.
Но «ещё одни глаза», чтобы с иного ракурса взглянуть на написанное, никогда не лишние.
В отличие от бета-тестера, который работает с уже почти готовым продуктом перед выходом на рынок, бета-ридеру достается максимально сырой материал, напрямую и непосредственно от автора.
Возможные подводные камни:
- порой мы просто не сходимся во вкусах и не понимаем целей и амбиций других людей: не стоит просить стать бета-ридером того, кто с вами не на одной волне, не понимает смысла в написанном и не заинтересован в теме;
- личное отношение играет слишком значимую роль: в зависимости от того, кого вы просите стать бета-ридером, и от его личного отношения будет отличаться и высказанная оценка (если маме не нравится всё, что вы делаете — вряд ли она найдет, что похвалить в вашем тексте; если коллега видит в вас наставника и светоч знаний, вряд ли он сможет объективно отнестись к необходимости поругать ваш труд и предложить полезные исправления);
- высока вероятность не только услышать полезный совет, здравую критику и справедливую похвалу, но и нахватать чужих ошибок: поскольку комментировать часто собирается, как мы помним, не специалист, он не всегда может отвечать за итоговый результат своих «исправлений».
Возможно, в некоторых случаях вы и правда куда лучше понимаете, как должно быть.
Кому бета-ридер не нужен?
Решение о том, нужен ли тексту бета-ридер, принимает автор. Так же, как именно он оценивает условия такого сотрудничества.
Когда речь идет о написании не художественных текстов, а, например, продающих, тем более не первого поста, а пятнадцатого или сотого, когда вас уже признают специалистом в определенной области, да и вы сами знаете цену своим трудам, вряд ли вам нужен поверхностный «взгляд со стороны» не-эксперта.
Скорее всего, это станет лишь бесполезной тратой времени, затягивающей сроки.
Также, когда речь идет о маленьких кусочках текста (небольшие посты, сторис в инстаграмме и тому подобное), мелкие недочёты в которых могут прокомментировать и подписчики, вряд ли стоит тратить время на то, чтобы серьезно задерживать пост на стадии между первым и вторым читателем.
Чем больше и сложнее материал, тем выше шансы, что бета-ридер ему всё-таки был бы полезен.
Меня попросили стать бетой. Что делать?
Бета-ридера и гамму, в основном, различают только в сфере фанфикшена, поэтому данный момент опустим.
В школе или университете многим порой случалось попросить друга взглянуть на эссе или курсовую. «Всю ночь сидел(а), глаз замылился уже!» На работе — попросить коллегу пролистнуть официальное письмо или проверить отчёт перед отправкой начальству. «Я уже даже сомневаться начинаю, всё ли в порядке!»
Принцип точно такой же.
- Обсудите цели и ожидания.
Никто, кроме автора, не скажет, каких комментариев, исправлений и замечаний тот ожидает от бета-ридера. Отзыва по структуре и сюжету? Оценки актуальности? Базовой «чистки» текста от бросающейся в глаза грязи? Помощи, например, с формулировками переводных выражений или специальных терминов? Указаний на шероховатости и откровенно нечитабельные предложения?
Чтобы избежать (взаимного) разочарования и возможных обид, обсудите это сразу: спросите, что требуется, и скажите о том, с чем готовы взаимодействовать, а в чем ничего не понимаете (это нормально!).
- Не лепите отсебятину.
В первую очередь перед вами чужой текст, не ваш. Вы можете советовать, комментировать, но не перерабатывать и дописывать чужой труд, если вас об этом не попросили.
Если текст кажется ну совсем негодным (по какой угодно из причин) — есть только один вариант. Не беритесь за него! Вежливо откажитесь от (сомнительной) чести быть бета-ридером и, по необходимости и желанию, объясните автору, с чем конкретно, на первый взгляд, ему стоит поработать. Озвучьте, что именно заставило вас отказаться.
Редко случается, что нечто является «бредом», потому что «бредово» в сути своей и каждом частном аспекте.
- Проявите уважение.
Помните, что для вас — это просто текст. А для автора это или продукт труда, порой длительного, стоившего времени и ресурсов, или любимое и родное детище, даже если у того имеются лишняя пара ног, изломанный хребет и раскосые глаза.
И вы первый, кому он его показывает.
Критикуйте так, как хотели бы, чтобы критиковали вас: отмечайте положительное и негативное, слабые и сильные стороны; указывайте на конкретные ошибки и недочёты (что необходимо доработать и почему); будьте честны, но вежливы.