Вместе со всеми церковными устоями, вместе со старинным церковным бытом и всею совокупностью православной веры Рождество пострадало от революционных властей. Оно превратилось не в традиционный праздник. Раньше, до революции в Москве Рождество праздновали пышно, звонко, радостно.
рождество Христово
Писатели того времени писали, что перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях лес елок, если снег повалит, то можно среди них потерять дорогу. Среди елок собаки, будто волки, право. Костры горят, погреться, дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках, самовары на долгих дужках, с медом, с имбирем душисто, сладко. Под Рождество, бывало, до звезды не ели.
Кутью варили из пшеницы, с медом, ставили под образа, на сено, словно дар Христу, словно он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла, на них лед, с мороза, красота-то. Елочки на них, разводы, как кружевное что-то. А звон колоколов услышишь, морозный, гулкий, прямо серебро, тугое серебро, как бархат звонный.
И все пело, тысяча церквей играет, кругом море всего рождественского. Окорок рождественский, без коего и праздник не праздник, рождественские открытки, рождественские подарки детям, рождественская церковная служба, рождественские игрушки на елках, словно ангелы, волхвы, пришедшие поклониться младенцу-Христу, под елками устроены вертепчики, а в них фигурки коров и овец, с любопытством заглядывающих в ясли, где лежит новорожденный.
дети готовятся к Рождеству
Города и села наполнялись радостью, ожиданием чуда. В газетах и журналах появлялись рождественские сказки , такие нравоучительные истории со счастливым концом. Народ гулял, ходил друг к другу в гости, отдыхал от поста. Также праздновали и Новый год, но без того размаха.
Встречали-то его по старому календарю, несколькими днями позднее Рождества, уже после того как отгремели главные торжества. Новый год был по достоинству ниже Рождества. С приходом революции до начала Великой Отечественной войны, церковь терзали разными способами.
В эту эпоху били и отправляли в лагеря архиереев, священников, монахов, вскрывали святые мощи, подвергали ограблению и закрытию храмы, глумились над верой и бешено пропагандировали атеизм. Репрессии шли волнами, то открытые расстрелы и массовые реквизиции храмовых зданий, а то чуть тише, просто грабеж и поругание.
Но репрессии не останавливалось ни на один год. Сильно досталось церковным праздникам, их просто мешали проводить, над ними открыто издевались. Их пытались переставить по новому календарю, их запрещали. А миллионы верующих как прежде, так и при новом режиме, ходили и ходили на праздничные богослужения.
Собрания их представляли собой молчаливый, но упорный вызов правящей силе. У нас Христос, а у вас Маркс, вы верите в коммунизм, а мы Духу Святому. Детей принимаете в пионеры и комсомол, а мы же будем крестить детей. До начала 1930-х крещение младенцев в русских семьях считалось обязательным.
Советская власть очень старалась найти до такой степени лояльное и раболепное духовенство, которое не постеснялось бы объявить 7 ноября, годовщину революции, церковным праздником. Или даже совершило торжественное богослужение на пятилетие Октября, как действительно произошло осенью 1922 года в Тамбове. Разные авантюристы порой шли этому навстречу. Кого-то подогревал страх, кого-то тщеславие, а кого-то и одержимость.
Но патриаршая Церковь не поддавалась. В 1923 году партийные вожди постановили отметить комсомольское Рождество в Москве и провинции. На Украине этот сумасшедший праздник сделали обязательным для всех красноармейцев, провели торжества в казармах. Несколько месяцев спустя по стране прокатилась комсомольская Пасха.
Митинг у дверей храма, шествие ряженых безбожников, отряд буйных комсомольцев, врывавшихся с атеистическими лозунгами в крестный ход, иной раз просто не давали, как следует провести богослужение на настоящее Рождество.
Но потом лидеры антирелигиозной кампании признались, что худо получилось, переборщили, впредь уличные карнавалы на Рождество и Пасху устраивать не стали, не та была реакция, какой ожидали, не заработали любви народной.
В 1923 году один священник попытался совершить службу в день Рождества по новому стилю. Собственные прихожане выгнали его из храма и чуть не поколотили. На протяжении двадцатых годов в советской России шла, не ослабевая, настоящая война за веру между властями и народом.
Рождественская служба
С особенным упорством сопротивлялись верующие в тех случаях, когда у них отбирали храмы. А власти и комсомольцы норовили провести очередную акцию под праздник, чтобы в очередной раз показать свою силу, свою безнаказанность. Близ Таганрога толпа верующих ворвалась в храм, насильственно отобранный под библиотеку, снесла скамьи, разорвала агитационные плакаты.
Затем разнесся слух, что неподалеку жгут иконы. Толпа бросилась туда. Милиция, после того, как толпа не подчинилась требованию разойтись, дала два выстрела вверх, открыла по толпе стрельбу, в результате чего были ранены 3 женщины, один грудной ребенок и один мальчик. Под Черниговом местные власти закрыли церковь накануне Благовещения.
Пришедшие на следующий день верующие церковь открыли, и обряд был совершен. Тогда арестовали и посадили священника. Собралась толпа, потребовала его освобождения, и избила милиционера, который пытался этому противодействовать. В Тверской губернии побили комсомольцев, пытавшихся во время крестного хода вести антирелигиозную агитацию.
А в одном сибирском селе во время антирелигиозного вечера в клуб, с собравшимися комсомольцами была брошена граната, ранившая тяжело несколько человек. Это данные ОГПУ и фактов подобного рода сотни. Воронежские коммунисты отправляет в Москву письмо, наполненное испугом и досадой, отмечая, что рано делать насилие над православными людьми, и открыто выступать на поругание его при народе.
Это само собой войдет в жизнь, когда наше новое поколение, воспитывающееся сейчас в антирелигиозном духе, время еще не настало, как бы все не вышло боком это открытое подавление веры. Начинается эпоха советского патриотизма, а значит, надо устраивать быт на совершенно других основаниях.
Думать не только о красном кумаче и субботниках, но и об уютных семейных праздниках, о размеренной жизни, чтобы население больших городов почувствовало, что все успокаивается. Ведь за что-то же боролись и его надо теперь получить, не все же дышать одной мечтой о всемирной пролетарской революции.
подарки детям в Рождественский праздник
Доброе Рождество как нельзя лучше вписывалось в эту картину. Пускай будет семейный праздник. Самый мирный, самый комфортный праздник для трудящихся, но требуется доработка. Слишком уж по церковному Рождество, слишком уж сильна в нем христианская начинка, никак его не переделаешь на коммунистический манер.
А на дворе пятилетка, названная безбожной. К 1937 году было объявлено, что имя Бога должно быть забыто на территории страны. Вслед за этим грянул разгром Церкви, перед которым бледнеют ужасы Гражданской войны. Росли тиражи антирелигиозной литературы, повсюду организовывались кружки юных безбожников.
К 1939 году во всей России оставалось лишь около 100 действующих соборных и приходских храмов. На всю Киевскую епархию в 1940 году оставалось только два храма. На всю Куйбышевскую епархию только один храм. Из архиереев на своих кафедрах оставалось только четыре человека. Это был чудовищный разгром церкви, а как же Рождество.
Значит, его следует похитить, исказить, перекрасить, изувечить до неузнаваемости. Прежде всего, дать ему не христианский и внецерковный смысл. Именно такой логики придерживалось, сращивая сильное Рождество со слабым Новым годом. Уму непостижимо, сколько на это пришлось положить сил. Но в итоге похищение Рождества все-таки состоялось.
До 1935 года и елку под Рождество нельзя было в дом внести. А затем, пожалуйста, сколько угодно елок, но это новогодние елки, а не рождественские. Игрушки на них тоже должны быть новогодними, не надо ангелов, не надо волхвов. Разрешены шарики, домики, зверюшки-рыбки-птички, овощи и фрукты, и прочая советская символика. Пригодилась звезда, только Рождественская звезда советскому человеку ни к чему.
Лампадки и свечки горят в Рождественскую ночь, нет, пусть будут гирлянды цветных электрических лампочек на елке. Игрушечные изображения колокольчиков на елке позволительны, звон колоколов, нет. Так появилось явление советского новогоднего детского концерта, украшение елки. В школах, домах культуры, спортивных комплексах устраивались праздничные театрализованные действа.
Их наполняли музыкой, песнями и акробатическими номерами. Ангелов, волхвов и маленького Христа на них заменили Снегурочкой и Дедом Морозом, центральным персонажем. Детям обязательно раздавали подарки. В брежневскую эпоху началась настоящая конкуренция детских елок. Соперничали «елка» в Лужниках и «елка» в Кремлевском дворце съездов.
По части представления явно выигрывали Лужники, там выступали спортсмены, показывавшие рискованные трюки, шуточные бои, погони конькобежцев. С подарками было иначе, и там, и там выдавали пластиковую коробку с конфетами, но Кремлевская коробка ценилась выше. Во-первых, конфет туда влезало больше, а во-вторых, она изготавливалась в виде Спасской башни, в то время как из Лужников имела форму простого цилиндра.
Дореволюционные рождественские каникулы превратились в выходной день 1 января и школьные каникулы для детей. Рождественская открытка обернулась новогодней открыткой. В Рождество всегда устраивалось доброе чудо, спасавшее главных героев от какой-нибудь беды, вразумлявшее их или приносившее в их дом достаток.
Казалось бы, какое чудо может прийти в новогоднюю ночь, не связанную с небесными силами, с Божьим Промыслом. Календарный переход от одной даты к другой, не более того. Но нет, два совершенно разнородных праздника оказались до такой степени перемешаны, что из яичка древнего христианского чуда вылупился птенчик советского новогоднего чуда.
На ТВ шли кинокартины, обещавшие, что все будет хорошо. Для детей «Новогодние приключения Маши и Вити», фильм-сказка. Для взрослых «Ирония судьбы». Все это вышло из рождественской сказки. Так чудо из мистического явления перешло в разряд художественной условности.
Хорошо это или плохо, но за всей пестрой новогодней круговертью, за веселой праздничной суетой не следует упускать одного важного обстоятельства, выстраивая семейный праздник, выхолостили праздник более древний, содержащий в себе глубокие смыслы.
Власть постаралась сделать так, чтобы содержание оказалось забытым, в этом ложь и несправедливость. Салат оливье чуда не заменит. Мне уже много лет и я считаю, потому что так принято, что Новый год, главный праздник, а на самом деле это неправда. Самый главный праздник, это Рождество и сколько еще времени пройдет, когда все это осознают до конца
Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.