Картина, описанная в предыдущей главе, должна быть дополнена описанием жизни вне монастырских стен. Но прежде замечу, что есть и оборотная сторона обстоятельного монастырского быта. Дело в том, что ирландская аристократия и духовенство нередко были связаны семейными узами. Это приводило к постепенному сращению светской и духовной власти.
Многие монастыри были крупными собственниками земли и ресурсов. Естественно, владения требовалось, как минимум, защищать. А кто-то желал их приумножать. Так что, настоятели некоторых монастырей, как и короли туатов, вступали в альянсы, и прибегали к оружию, отстаивая свои права. Конечно, это не было общей практикой. И всё же, налицо сложность ситуации. С одной стороны, Ирландию по праву называли островом святых и учёных. С другой стороны, аббаты крупных монастырей и епископы были по статусу сопоставимы с королями. Некоторые из них пытались усилить своё влияние любой ценой.
Древнеирландское общество было иерархичным. Короли, жрецы, друиды, а в христианские времена аббаты, судьи и поэты обладали «привилегированным» статусом, что выражалось в ряде преимуществ. Так, короли и поэты имели право на всех ирландских женщин.
У непривилегированных ирландцев была своя иерархия. Все, кто имели хотя бы одну корову, считались благородными. Естественно, чем больше скота, тем весомее «благородство». Ниже стояли «люди ремесла», к которым относились и поэты. Но поэты, как мы уже сказали, были приравнены по правам к королям. Они жили, где хотели, имели право гостить у любого человека. Существовало семь поэтических рангов. Вообще, стать поэтом можно было или по наследству или пройдя долгий курс обучения в специальной школе. Предпочтение при поступлении в неё отдавалось слепцам. Короли уважали, а иногда и боялись поэтов. Дело в том, что хулительная песнь лишала короля чести, то есть, подрывала его влияние. Это могло иметь катастрофические последствия, так что короли нередко от поэтов откупались.
Ниже «людей ремесла» стояли полусвободные ирландцы. Ими считались безземельные арендаторы и слуги.
На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы (как правило, военнопленные). Были и те, кто лишился собственности и стал рабом добровольно.
И были ещё люди, не входящие в социальную иерархию: колдуны, преступники, сумасшедшие, изгои, свободные воины. Они не были защищены законом, и выживали, как могли. С воинами (они назывались фении) приходилось считать всем, даже королям. Они служили наёмниками во время войн, а в периоды мира промышляли грабежом.
***
Ниже — просто весёлая картинка. Простите, не стал озадачиваться, чем бы проиллюстрировать этот небольшой текст.