Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Белград – Нови Сад. Как выглядит железная дорога, которую РЖД построили в Сербии

Весной 2022 года РЖД совместно с китайскими железнодорожниками построили скоростную магистраль между двумя самыми крупными городами Сербии – столицей Белградом и городом Нови Сад. После этого время в пути сократилось почти с полутора часов до 35 минут. Обслуживают линию поезда из Швейцарии.

Поезд Stadler KISS «Соко» сообщением Белград – Нови Сад на вокзале Београд-Центар
Поезд Stadler KISS «Соко» сообщением Белград – Нови Сад на вокзале Београд-Центар

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.

Путешествие из Белграда в Нови Сад начинается с главного железнодорожного вокзала Белграда, который называется Београд-Центар. Станция расположена под землей на отшибе города и не имеет удобного транспортного сообщения с центром Белграда. Это рай для таксистов и один из самых неудобных вокзалов европейских столиц. Его задумали в 1970-е, но из-за непростого периода в жизни Югославии достроили только в 2010-е. Старый вокзал, расположенный ближе к центру, закрыли, а на месте старых железнодорожных путей строят элитное жилье. В этом году обещают над подземным Белград-Центаром возвести полноценное здание вокзала с торговым центром.

Поезда в Нови Сад бывают двух видов.

Четырехвагонные поезда Stadler Flirt сербский перевозчик купил несколько лет назад. Поезда в пути следования делают от семи до двенадцати остановок в зависимости от рейса. Время в пути составляет чуть менее часа. Скорость достигает 150 км/ч.

Поезд Stadler Flirt на станции Нови Сад в Сербии
Поезд Stadler Flirt на станции Нови Сад в Сербии

Четырехвагонные двухэтажные поезда Stadler Kiss – скоростные. Они брендированы как «Соко» («Сокол») и проходят расстояние от Белграда до Нови Сада за 35 минут.

Поезд Stadler KISS «Соко» сообщением Белград – Нови Сад на станции Нови Сад
Поезд Stadler KISS «Соко» сообщением Белград – Нови Сад на станции Нови Сад

Стоимость проезда отличается в зависимости оттого, как покупать билет – онлайн, в кассе или у проводника поезда. Но она не превышает 500 сербских динаров (до 300 рублей).

У меня есть претензии к обслуживанию в поездах. Например, в поездах Stadler Flirt нет розеток, туалеты грязные даже в момент начала рейса – там запросто может не быть туалетной бумаги или мыла. К Wi-Fi нормально подключиться тоже не получилось.

Салон поезда Stadler Flirt
Салон поезда Stadler Flirt

До ввода нового участка в эксплуатацию время в пути поездов составляло более 1,5 часов. Новая железнодорожная линия прошла по маршруту старой, ее длина – 75 км. Из них 35 км (от Белграда до Стара Пазова) построили китайские строительные компании, следующие 40 км (от Стара Пазова до Нови Сада) – «РЖД Интернейшнл».

Схема ж/д линии Белград – Стара Пазова – Нови Сад с продолжение до границы с Венгрией
Схема ж/д линии Белград – Стара Пазова – Нови Сад с продолжение до границы с Венгрией

Ширина колеи здесь 1435 мм. У РЖД был откровенно более сложный участок, чем у китайцев. В частности, российская компания построила первый в истории современной Сербии железнодорожный двухпутный тоннель Чортановци и самый протяженный на Балканах двухпутный виадук (3 км).

-6

На этом видео в Youtube можно посмотреть, какой стала железнодорожная линия Нови Сад – Белград после введения в эксплуатацию скоростного участка. А здесь – какой была до реконструкции.

В Нови Саде – приятный вокзал, он был построен в 1964 году и отреставрирован к запуску скоростного движения. Конечно, он не сравнится с подземным белградским вокзалом.

Железнодорожный вокзал города Нови Сад
Железнодорожный вокзал города Нови Сад

Здесь отчетливо видно, что руку к работам приложили РЖД. Кажется, они просто привезли из России серо-красные таблички указатели и развесили их везде, где только можно. Особенно умилило, что они сделали стационарную вывеску Covid-инфо, очевидно предполагая, что злой вирус с нами надолго.

Железнодорожный вокзал города Нови Сад
Железнодорожный вокзал города Нови Сад

Из минусов – мало работающих касс, из-за чего выстраиваются большие очереди за билетами. Понятно, что это претензия не к РЖД, а Сербской железной дороге. Автоматов по продаже билетов тоже немного, и они принимают только банковские карты, что для россиян совсем не подходит, т.к. карты российских банков за рубежом почти нигде не работают.

Железнодорожный вокзал города Нови Сад
Железнодорожный вокзал города Нови Сад

Отреставрировали не только Нови Сад, но и другие станции по ходу движения поезда. Я был, в частности, на станции Земун. Что могу сказать? Не безупречно (делал Китай).

Подземный переход на станции Земун
Подземный переход на станции Земун

В будущем железнодорожная линия Белград – Нови Сад станет частью скоростной магистрали Белград – Будапешт. Время в пути должно составить около 2-2,5 часов. Насколько я знаю, строительство сербской части от Нови Сада до Суботицы (сербский город на границе с Венгрией) уже идет полным ходом. Контракт достался не РЖД, а китайским подрядчикам. На время стройки отменены поезда не только из Белграда до Будапешта, но и от Белграда до Суботицы.

От Нови Сада до Суботицы добраться можно, но не по прямой линии, которую реконструируют, а в объезд. Это хоть и долго, но, говорят, весьма живописно. Там до сих работают семафоры, а платформы выложены исторической брусчаткой.

Кстати, сербские железные дороги очень неоднородны. На вокзале Белграда скоростные поезда из Швейцарии соседствуют с рижскими электричками 1980-х годов.

-11

Такие контрасты.