Найти тему
Тимлид Очевидность

Руководство астронавта по жизни на Земле и работе в ИТ

Существует такая книга «Руководство астронавта по жизни на Земле». Её написал астронавт Крис Хэдфилд, проведший на орбите 4000 часов.

Там много рассказывается про подготовку, специфику профессии, работу в космосе. Но я хотел бы сегодня остановиться на одной из её идей отдельно.

А вдруг что
Автор рассказывает, что из-за специфики и опасности профессии астронавты должны быть готовы к тому, что каждый день на работе может быть последним в их жизни. Это не драматизация или самобичевание. Это шансы и факты.

И вот он объясняет: раз они все понимают, что могут погибнуть хоть через год, хоть завтра, то надо к этому быть готовым. Важно: не настраиваешься на то, что обязательно будет так, а лишь допускаешь возможность любого варианта развития событий.

Надо оформить документы соответствующим образом, чтобы родственники с этим могли дальше жить. Разобраться с долгами, если они есть, или предусмотреть, как с этим смогут разобраться за тебя без лишних проблем. Надо заготовить всяческие инструкции на случай, если тебя не станет. Надо договориться со своими товарищами, чтобы они помогли твоей семье в случае чего, а ты помог их семьям.

Получается эдакий прагматичный фатализм. На 100% ты не можешь получить гарантию, что всё с тобой будет хорошо, поэтому заготавливаешь варианты, пользуясь которыми, твоя семья смогла бы жить дальше и переживать только потерю, а не множество еще дополнительных бед и проблем, свалившихся на нее.

В работе в ИТ всё то же самое
Каждый день сотрудник может уволиться, или надолго заболеть, или устать так сильно, что продуктивность его катастрофически упадет, или впасть в какой-то стресс, где мысли о работе будут далеко не на первом месте.
А еще датацентр может сгореть. Или бульдозер перекопает интернет кабели. Или сервис какой-то заблокируют. Или нагрузка внезапно на вас увеличится в разы. Или ддосить кто начнет.
Да много всего может случиться.

Менеджер должен об этом всегда помнить и организовывать рабочие процессы так, чтобы в случае наступления критической ситуации это не стало какой-то очень серьезной, стопорящей всё, проблемой.

Нужно писать документацию.
Нужно писать инструкции.
Нужно планировать и обещать сроки, не исходя из 146% загрузки на каждого члена команды.
Нужно заниматься управлением рисками.
Нужно продумывать резервные планы.
Нужно делать бэкапы и проводить учения по их разворачиванию.
Нужно проверять свои системы на отказоустойчивость.
Нужно продумывать альтернативные решения для используемых внешних сервисов.
И прочее, и прочее, и прочее.

Итог
К сожалению, жизнь – очень непредсказуемая штука. Поэтому надо всегда думать над рисками и планами наперед, пока эти риски не осуществились.