Найти тему
Культурология для всех

Какую единственную заповедь дает Иисус?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 13-ой главы Евангелия от Иоанна, точнее, до того момента, когда во время Тайной вечери ученики спрашивают Иисуса о том, кто же предатель.

Христос ответил:

“тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту” [Иоанн 13:26].

И вот только после этого вошел в него сатана:

“И после сего куска вошел в него сатана” [Иоанн 13:27].

В этом утверждении Иоанн солидарен с Лукой, который также сообщал, что Иуда совершает свои деяния не сам, а в него входит сатана.

Если вы помните, то термин “сатана” мы впервые встретили на страницах Ветхого завета, а именно, в книге Иова, где этот персонаж свободно, без каких-либо препятствий входил к Богу и, с его разрешения, экспериментировал над Иовом. Почему бы нам не предположить, что и здесь он действует с разрешения, а может и по приказу, Бога? Тем более, что фразу:

“что делаешь, делай скорее” [Иоанн 13:27],

Спаситель сказал Иуде сразу после того, как в него вошел сатана. Но это все, конечно, из области догадок и не имеет прямого отношения к Божественному Откровению.

В следующей фразе автор сообщает, что никто не понял, к чему это было сказано:

“Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему” [Иоанн 13:28],

они думали, что Иуда получил задание что-то купить, ведь именно он был хранителем ящика с подаянием:

“А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим” [Иоанн 13:29].

После чего Искариот, приняв кусок, оставил собрание:

“Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь” [Иоанн 13:30].

Мне вот что стало интересно, мы же знаем, Иисус неоднократно говорит о предопределенности всего, что случится с ним, значит и предательство одного из апостолов, тоже было запланировано изначально, но что если именно в момент трапезы Христос выбирал предателя.

-2

Ведь уже в начале вечери говорится, что Бог отдал все в руки Спасителя и тот знал об этом:

“Отец все отдал в руки Его” [Иоанн 13:3].

Тем более, что у Иоанна до сих пор не упоминалось о том, что Иуда сговорился с фарисеями и взял у них денег за предательство.

Дальше Иисус, наконец-то, дает новую заповедь:

“Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” [Иоанн 13:35].

Ни в одном из предыдущих Евангелий никаких новых заповедей дано не было. Подтверждалась актуальность Ветхозаветных заповедей, одна из них, про развод, была изменена, но новых не было. Хотя эта заповедь, которую, наконец, дает Христос, в некоторой степени перекликается с одной Ветхозаветной, упомянутой у всех трех предыдущих евангелистов. Причем у Матфея в 22-ой главе и у Марка в 12-ой главе сам Спаситель называет ее одной из двух главных, а у Луки в 10-ой, он одобряет, когда ее называет одной из двух главных законник. Это цитата из книги Левит глава 19, стих 18:

“Люби ближнего твоего, как самого себя”.

При всей кажущейся схожести этих заповедей, есть все же различия: ближним может быть кто угодно, а ученики Иисуса, это уже конкретно определенный круг лиц.

-3

Завершается глава предсказанием Симону-Петру. Сначала он спрашивает, куда Христос идет. На что тот сообщает:

“куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною” [Иоанн 13:36].

Тогда Петр удивляется, почему ему нельзя сейчас с ним, если

“я душу мою положу за Тебя” [Иоанн 13:37].

Спаситель отвечает:

”душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды” [Иоанн 13:38].

Продолжение нас ждет в следующей публикации и в 14-ой главе Евангелия от Иоанна.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь