Найти тему
Культурология для всех

Зачем Иисус своими руками омыл ученикам ноги?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 12-ой главы Евангелия от Иоанна.

В начале тринадцатой главы, перед самым праздником иудейской Пасхи, Иисус омыл ноги своим ученикам:

“И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан” [Иоанн 13:2-5].

Поскольку речь здесь идет уже о Тайной вечере, то апостолов было на ней 12. Из них смутился этой процедуре только Петр, остальные восприняли как должное. Но его Христос успокоил, а потом объяснил, что это была демонстрация того, что все равны:

“знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его” [Иоанн 13:12-16].

На протяжении этой сцены апостол Иоанн трижды упоминает Иуду, в первый раз говорит, что

“диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его” [Иоанн 13:2].

Во второй, что Спаситель знал, кто его предаст:

“Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты” [Иоанн 13:11].

И третий раз тоже в словах Иисуса:

“ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою” [Иоанн 13:18].

Затем еще раз повторяет:

“Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня” [Иоанн 13:21].
-2

Ученики, как мы знаем из предыдущих Евангелий, стали оглядываться по сторонам и искать, кто же это.

Тут Иоанн добавляет интересную подробность:

“Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?” [Иоанн 13:23-25].

Вот тут мы с вами, наконец, встречаемся с упоминанием любимого ученика Иисуса, хотя указания на то, что это был автор данного Евангелия тут нет.

-3

Что ответил Иисус на заданный вопрос, мы узнаем в следующей публикации и в продолжении 13-ой главы Евангелия от Иоанна.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь