Найти тему

Разбор текста Б. Л. Васильева по полочкам (продолжение)

Комментарий

Для написания комментария мы выбираем два примера из текста. Важно помнить, что комментарий- это не пересказ, а анализ текста. Если же без пересказа не обойтись, то он должен быть аналитическим. Для этого используем фразы-клише: автор замечает..., пишет..., высказывается…, обращает внимание и т.д.

Мы выделили три проблемы в тексте:

Проблема 1– В чём заключается сверхзадача искусства?

Проблема 2 - От чего зависит активное существование человека?

Проблема 3 - Что помогает человеку достичь поставленной цели?

Выбираем третью проблему: «Что помогает человеку достичь поставленной цели?»

Выделим для комментария нужные фрагменты текста:

(1) Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2) Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3) Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4) Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5) Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

(6) Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7) Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8) Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

(9) Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10) Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11) Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12) И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13) Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

(14) Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15) Зачем? (16) С какой целью? (17) Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18) А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

(19) Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20) И она действительно всё мне тогда объяснила. (21) Кроме человека. (22) А его объяснить не смогла. (23) Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания. (24) Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

− (25) Для работы.

− (26) Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

(27) Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28) Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29) Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30) Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

(31) Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32) Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33) И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

(По Б.Л. Васильеву*)Борис Львович Васильев (1924–2013) – советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

Пишем сочинение

Что помогает человеку достичь поставленной цели? Именно над этой проблемой заставляет нас задуматься Б.Л. Васильев в предложенном тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор спрашивает: «А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?». Ответ в тексте даётся короткий: «Для работы». Писатель стремится показать читателю, в чём заключается смысл жизни, для этого он сравнивает жизненный потенциал человека и животного. Автор утверждает, что «жизнь зверей - это время от рождения до смерти», а жизнь человека «никогда не укладывается в даты на могильной плите».

Далее автор обращает особое внимание на мысль о необходимости осмысленного труда, приводя пример из своего жизненного опыта. По его мнению, именно благодаря вере в необходимость упорной деятельности он стал писателем.

Оба приведённых примера объясняют нам, в чём заключается подлинный смысл жизни человека.

Автор текста считает, что только упорный, ежедневный труд поможет человеку достичь поставленной цели, реализовать свою мечту.

Я согласна с позицией писателя и считаю, что труд, действительно, способствует самосовершенствованию человека и помогает ему уверенно двигаться к своей цели.

Далее нам необходимо написать обоснование своего отношения к позиции автора. Для этого лучше обратиться к художественной литературе. Проблема смысла жизни рассматривается во многих произведениях. Можно обратиться к роману И. А. Гончарова «Обломов» или к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Продолжаем сочинение. Пишем обоснование.

Например, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров видит цель своей жизни в упорном труде и в оказании помощи другим, поэтому всё время он занимается наукой и саморазвитием.

Таким образом, мы убедились в том, что только труд помогает человеку наполнить жизнь смыслом и успешно реализовать свои мечты.

Сочинение готово, разбираем тексты ФИПИ и пишем, пишем!