К началу 1917 года распространение идеи о том, что стоит лишь скинуть ненавистную деспотическую власть, как жизнь сразу наладится, приняло форму пандемии. Особенно сильно поражены были обе столицы. Тяжёлая война, проблемы в экономике, ухудшение условий жизни резко ослабили ментальный иммунитет – подготовили почву для посева этой идеи. Небольшие, но частые инъекции оппозиционной пропаганды – в виде памфлетов, статей, карикатур, стихов, частушек, слухов – сыграли решающую роль в распространении. Большие скопления людей в «хвостах» – очередях за продуктами – помогали этой идее внедряться в новых носителей, переноситься дальше, укрепляться в умах всё глубже и всё прочнее. Долой их всех! Долой!
Царь – дурак, министры – изменники, царица – шпионка. Надо нам, в конце концов, добиться лучшей доли. У нас её украли. Кто же, если не мы, восстановит справедливость? Долой их всех! Долой!
Температура общественных настроений очень высокая. Приступ лихорадки может случиться вот-вот. Многие готовы от идей, от слов перейти к делу. Или хотя бы морально поддержать. Или хотя бы не препятствовать, если случится что-то такое. Долой их всех! Долой!
Чтобы это «Долой!» состоялось, всего лишь нужно, чтобы произошло стечение определённых обстоятельств. Можно и обстоятельства подтолкнуть одно к другому, а потом не зевать – использовать ситуацию.
И такое стечение обстоятельств, действительно, произошло. Может быть, какая-то энергия притягивала их к одной точке – к нужному времени и месту – одно за другим. Может быть, какие-то люди этому способствовали, какие-то организации – не суть важно. Но ничего бы не случилось, если бы соответствующая идея не овладела массами.
Если бы страна не была обескровлена мировой войной, если бы в феврале не ударили морозы, и не выпал обильный снег, если бы из-за этого составы с хлебом не задержались в пути,
в Петрограде не разошлись бы слухи о грядущем голоде, и не начались бы погромы булочных.
Если бы руководство Путиловского завода сумело договориться с забастовщиками о компромиссном повышении зарплаты, если бы на заводе не был объявлен локаут,
десятки тысяч рабочих не вышли бы на улицы протестовать, бить витрины магазинов и нападать на полицейских.
Если бы 23-го февраля (8 Марта по новому стилю) не выдался погожий день, и десятки тысяч женщин не вышли бы на демонстрации требуя хлеба и мира, если бы к ним не присоединились новые рабочие и студенты,
Если бы солдаты петроградского гарнизона, также инфицированные идеей «Долой!», не отказались бы подавлять эти демонстрации, не восстали бы против своих офицеров и не присоединились бы к рабочим,
Если бы железнодорожный инженер и депутат госдумы Александр Бубликов не проявил личную инициативу, не перехватил управление железными дорогами, не разослал бы телеграммы по всей стране и не сумел бы блокировать царский поезд,
Если бы команда Гучкова не успела подготовить мнение командующих фронтами, подвести их к мысли о том, что «царь должен уйти»,
И, главное, если бы значительная часть общества не была охвачена идеей о том, что «с этой властью пора кончать», февральская «буржуазно-демократическая революция» (или переворот, как хотите) так и не случилась бы, царь бы так и остался на троне, а большевики – кто в Швейцарии, кто в Сибири. Ничего не случилось бы. Или случилось бы, но что-нибудь другое, и в другое время, и по другому поводу.
____________
Многолетняя мечта российской оппозиции сбылась – «тиран» низложен, деспотический режим уступил место свободе и демократии, власть в руках Временного правительства, или «ответственного министерства», как его до этого называли оппозиционеры. Архаичную, отсталую систему управления государством заменят новой, современной, эффективной.
Теперь Россия на полных парах двинется к победе и процветанию.
Никто и ничто не мешает новому правительству «ликвидировать хаос, подчинить личные интересы государственным и объединить все силы страны для победы над врагом». (См. Блок 6.16.)
Даже сам государь, дабы не провоцировать гражданскую войну, отрёкся от престола в пользу младшего брата и покинул трон с пожеланиями единения и сплочения:
«почли мы долгом совести облегчить Народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя верховную власть».
Николай II (вернее, уже просто "Николай"), 02 марта 1917 г.
Даже брат его Михаил, дабы не раскалывать общество (да и самому так безопаснее), решил пока не принимать корону – мол, если народ решит, то возглавлю, а если нет, то и не надо – и призвал всех граждан подчиниться Временному Правительству:
«Одушевленный единою со всем народом мыслию, что выше всего благо Родины нашей, принял Я твердое решение в том лишь случае восприять Верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием чрез представителей своих в Учредительном Собрании установить образ правления и новые основные законы Государства Российского.
Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всею полнотою власти».
Великий князь Михаил Александрович, 3 марта 1917 г.
Даже сам министр внутренних дел, Александр Дмитриевич Протопопов, добровольно явился в Таврический дворец и сдался революционерам.
Даже великий князь Кирилл Владимирович, двоюродный брат государя «с царскими вензелями на погонах и красным бантом на плече» явился в Государственную Думу, где отрапортовал председателю М. В. Родзянко: «Имею честь явиться вашему высокопревосходительству. Я нахожусь в вашем распоряжении, как и весь народ. Я желаю блага России».
С уходом прежней власти, которая во всём виновата, ушло и разобщение. Теперь снова – единение! Народ ликует. Все целуются. Флаги, песни, демонстрации. Теперь заживём! Революционные массы врываются в тюрьмы и освобождают политических. И уголовных тоже – чтоб никому не обидно было. Свобода!
Захвачены винные склады. Получается – конец ненавистному сухому закону? Как не радоваться?
Итак, никто и ничто не мешает новому правительству действовать, управлять государством так, как оно считает нужным.
Давайте теперь внимательно посмотрим, что делали и к чему в итоге пришли «буржуазные революционеры» со своим «ответственным министерством».
<<Ранее | Далее>>
Оглавление
#февральская революция #история экономики #управление #менеджмент #революция1917