Беларусь — страна поликонфессиональная, и поэтому Рождество у нас празднуют дважды: в ночь с 24 на 25 декабря и через две недели — с 6 на 7 января. Белорусы с удовольствием отмечают обе даты, пусть и с определенной разницей в обрядах и ритуалах — радостно и уважительно.
Елкой по полену
Знаменательный в жизни каждого христианина день начали отмечать лишь спустя четыре века со дня рождения Спасителя. Все символы и обряды праздника возникли не сразу, они формировались веками, и поэтому антураж, к которому мы привыкли, — это результат креативного сознания многих поколений.
Например, период рождественского поста, или Адвента, который начинается за 4 недели до праздника и придуманный для того, чтобы верующие могли по-настоящему ощутить величие и ценность столь значимой даты, стал неотъемлемой частью Рождества практически с момента его основания. Тогда же возникла традиция проведения в праздничный день трех особых литургий — ночной мессы, затем утренней и дневной. Все остальное — сплошная импровизация.
Взять елку, без которой не обходится весь мир (за исключением тропических стран), — никаких намеков, что именно она является главным символом праздника в Новом завете нет. Известно, что приход Господа в Иерусалим народ приветствовал ветвями финиковой пальмы. Вообще, изначально большинство европейских народов использовало пень или большое полено, которое зажигали в очаге в сочельник. Полено медленно горело в камине в течение всех двух недель празднования.
Решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Третьем Вселенском (Эфесском) церковном соборе в 431 году нашей эры.
Ель возникла позднее: у германских народов была популярна легенда о Святом Бонифации, искоренившем язычество и обратившем людей к истинной вере, срубив могучий дуб Одина, под которым росла маленькая елочка. Именно она и стала метафорическим символом божественного провидения, вечнозеленые ветви которой символизируют бессмертие, а верхушка указывает на место обитания Бога.
Право первой ночи
Споры по поводу первой официально установленной елки в качестве Рождественского дерева кипят до сих пор. Немцы пытаются добиться «права первой ночи», утверждая, что именно их соотечественник, богослов и проповедник Мартин Буцер стал инициатором украшения первой ели в Страсбургском соборе на Рождество 1539 года. Инициатор Реформации Марин Лютер и вовсе заявлял, что в самом начале XVI века «на Рождество в его доме было установлено дерево с украшениями».
В наших краях рождественская елка как символ праздника появилась лишь к середине XIX века, на сто пятьдесят лет позже, чем Петр I попытался привить эту традицию в России. Ставили ее по большей части в западных регионах, где преобладали славяне-католики и адепты униатской церкви. Это могло быть либо срубленное небольшое деревце, либо его верхушка, ветки, венки или гирлянды из еловых веток — их устанавливали в церквях на весь период от Рождества до Крещения, ставили за образа в доме, подвешивали к потолку. Первые игрушки на елках появились тоже к середине XIX века. Крестьянские елки украшались в основном яблоками, печеньем и картонными ангелочками, а состоятельные семьи могли себе позволить украсить рождественское дерево настоящими стеклянными шарами, которые стоили по тем временам безумных денег — особенно высоко ценились шары, произведенные в Тюрингии.
«За чей счет этот банкет?»
Кстати, на рождественском столе в разных странах тоже не существует канонического единообразия, поэтому обратим внимание на стол наших соотечественников в конце XIX — начале XX века. Как правило, блюд было 12, но два из них были обязательны на каждом столе — кутья и узвар. Популярными на столе также были борщ, рыба, голубцы, гусь с яблоками, колядки (пирожки с картофелем, грибами, сладкими начинками). Ну а дальше, естественно, все зависело от степени состоятельности хозяев: икра, консоме и рябчики не возбранялись.
С планомерным развитием прогресса рождественский праздник стал обрастать новыми аксессуарами. Так, в начале XX века восковые свечи стали вытесняться электрическими гирляндами, а также непременным атрибутом праздника стали рождественские открытки, многие из которых были настоящими шедеврами! Скажем, свою руку к рисованию открыток приложили многие мастера с мировым именем — Александр Бенуа, Николай Рерих, Лев Бакст.
Традиции пышного празднования Рождества Христова продолжались вплоть до смутных времен начала Первой мировой войны и последующих событий. Новая власть до поры до времени закрывала глаза на чуждый пролетарским идеям праздник, правда, организовав в 1918 году окончательный переход на Григорианский календарь, вызвавший очевидное недовольство у духовенства. А в 1929 году, объявив вместо Рождества День индустриализации, окончательно упразднила церковный праздник, ко всему прочему объявив елку «поповским фетишем».
Впрочем, рождественское дерево вернулось из опалы 7 лет спустя, став главным атрибутом уже новогоднего праздника. А Рождество все равно праздновалось большинством семей пусть и без особого размаха вплоть до официальной реабилитации в 1991 году.
Автор: Владимир Лиходедов