В Астраханском крае, каменные изваяния, или бабы, как их называли, встречались в основном на севере, в Черноярском районе. Изображали они, как мужчин, так и женщин. Однако, есть мнение, что "каменная баба" это не женщина, а мужчина. С тюркского слова "баба" переводится "дед".
Принадлежат статуи половцам, которые стали заселять Нижнее Поволжье в X – XI вв,, мигрировавших с берегов Иртыша.
Русские источники их называли половцами, западные – команами, арабо-персидские – кыпчаками, китайские –«рыжими дьяволами».
Одно из распространённых объяснений названия «половцы» происходит от русского слова «полова» (солома), связывая его с соломенным цветом волос пришельцев.
Степи, занятые половцами, стали называть Дешт-и-Кыпчак. Путешественник Рубрук оставил нам описание захоронения кочевников. Над умершим насыпали большой холм-курган и воздвигали статую, обращённую лицом к востоку и держащую в руке перед животом чашу, а на высоких жердях вешали 16 шкур лошадей. По традиции, в могилу ставили кумыс для питья и мясо для еды.
О поклонении кочевников своим предкам писал поэт Низами:
«И приходят кыпчаков сюда племена,
И пред идолом гнётся кыпчаков спина.
Пеший путник придёт или явится конный, -
Покоряет любого кумир их исконный.
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклоняясь, вонзает меж трав.
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо…».
В степях Восточной Европы половцы оставили многочисленные каменные изваяния.
(см. Природа и история Астраханского края. – Астрахань, 1996.).
Благодарим за лайки, репосты и подписки – ими вы помогаете развитию канала!