Серебро
В рамках Манхэттенского проекта были построены установки по обогащению урана, основанные на электромагнитном принципе. Молекулы урана ионизировались, разгонялись в ускорителе - циклотроне и разделялись магнитным полем в зависимости от массы. Называлось сие чудо Калютрон. Эрнест Лоуренс придумал собственно циклотрон, а потом родина позвала, и он переделал его для разделения изотопов и назвал его Калютрон, так как работал в Калифорнийском университете. И вот в Ок Ридже (Теннеcси) начали строить промышленные Калютроны.
Но была одна проблема - для постройки потребовалось около 4500 тонн меди на каждую установку. Столько меди в военное время в США просто не было. Тогда ученые пошли на компромисс, сказав что на безрыбье и рак рыба и, раз такое дело, они согласны на серебро, только потребуется его чуть больше. Когда заместителя секретаря национальной сокровищницы попросили предоставить 6000 тонн серебра для некоего секретного проекта, о котором ему знать не положено, он (возможно, прокашлявшись и выпив воды) ответил, что он привык мерить серебро не тоннами, а тройскими унциями.
За переводом единиц дело не стало и серебряные конвои потянулись из хранилища в Вест Пойнте на заводы, где делали катушки в заваренных стальных корпусах и уже без охраны отправляли к месту сборки.
Был разработан длинный ряд мер по сохранению серебра при технологических операциях. После войны заводское оборудование было разобрано и вычищено. Деревянные полы в цеху подняты, сожжены, а из золы извлечено серебро.
А как же центрифуги? Центрифуги тоже строили параллельно, но достаточного обогащения газодиффузионный метод в 40х еще не давал. И реакторы для наработки плутония вместо урана тоже стоили параллельно и успешно - на Нагасаки сбросили плутониевую бомбу, полностью отличной конструкции от той, что досталась Хиросиме. Вот так надо не считаться с расходами.
Всего на производстве катушек было использовано 429 000 000 унций или 13700 тонн серебра. Когда газодиффузионные установки для обогащения урана заработали нормально, Калютроны переключились на научные цели. Постепенно, катушка за катушкой, серебряные компоненты заменяли медными, а серебро возвращали в сокровищницу. Итоговые потери серебра оцениваются в 1 часть на 3 800 000.
Девушки.
К 1945 году штат завода вырос до 22 тысяч человек. Когда предприятие вышло на пиковую мощность требовалось по 2500 операторов единовременно. Работа была непростая, но рутинная, и после отладки новых установок физики передавали их в работу команде операторов, нанятых локально, и прошедших 3х недельный курс на калютроне-прототипе. Основу этой рабочей силы составляли выпускницы школ Теннесси.
Девчонкам ничего не объясняли про ядерную бомбу и уран. Девчонкам объясняли эмпирические правила управления напряжением на катушках и системой азотного охлаждения установки. Также им объясняли, что вон та большая штука будет вырывать заколки вместе с волосами, а у тех кто много болтает возникнет много проблем.Мы можем научить вас, как это делать, но не можем рассказать, что вы делаете. Всё что мы можем сказать: "Господи помоги нам, если наши враги сделают это быстрее!" - с таким напутствием молодые девушки отправлялись работать на завод Y-12.
Что ты видишь здесь, что ты делаешь здесь, что ты слышишь здесь, уходя отсюда, оставь здесь.
Руководство проекта объяснимо нервничало, что установки находятся в руках вчерашних школьниц. Кампания Tenessy Eastmen, отвечавшая за найм и обучение предложила производственное соревнование между физиками из бригады пусконаладки и девичьей бригадой. По итогам недели физики сильно отстали по выходу продукта. Наблюдатели сошлись во мнении, что девушки внимательнее, трудолюбивее, но самое главное - не трогают настройки, когда не надо!
С 1943 по 1945 было нанято около 10 тысяч девушек. Когда бомба грохнула персоналу дали понять, что это и их заслуга. Но многие покинули предприятие до августа 45го и не знали, чем они занимались до 70х, когда историю опубликовали.
Успех газодифузионного метода и плутониевой бомбы поставил крест на калютронах как способе обогащения урана, но установки ждала длинная и успешная научная карьера. В 1998 году остановили последние сохранившиеся установки, однако они не демонтированы и могут быть запущены. В Сарове (бывший Арзамас-16) вроде как тоже есть.