В начале 2023 г предлагаем вниманию читателей несколько статей о забастовках и протестных акциях последних месяцев ушедшего года. А также проинформируем о том, что готовится в новом году. На протяжении больше двух месяцев проходит забастовка терапевтов частной практики, которую поддержали интерны и врачи государственных больниц. Она распространилась и на начало 2023 г. Это стало самой масштабной акцией медицинских работников с 2015 г.
Врачи частной практики, а также сотрудники государственных больниц на протяжении многих лет регулярно сигнализируют об ухудшении состояния системы здравоохранения в стране. Именно политика властей в этой сфере стало причиной того, что пандемия Covid-19 стала во Франции катастрофой. Отправной точкой для нынешних протестов стало принятие нового бюджета в области социального страхования. В результате голосования в депутаты нижней палаты парламента несколько раз выдвигали правительству вотум недоверия. В конце концов бюджет был принят, благодаря поправке в Конституцию, позволяющей премьер-министру обойтись без одобрения Национальной ассамблеи.
Причины:
— Увеличение цены за визит к врачу с 25 до 50 евро. По словам работников государственного фонда медицинского страхования CNAM, в реальности посещение врача стоит чуть больше 35 евро. При этом в западной Европы посещение терапевта обходится в среднем в 46 евро.
Распределить 50 евро врачи хотят по нескольким направлениям. Во-первых, увеличить собственную зарплату. Во-вторых, на то, чтобы иметь возможность нанять ассистента, а также увеличить время приёма каждого пациента. Пока врачу приходится самому выполнять объёмную бумажную работу. Также он сам оказывает помощь и проводит процедуры в случае необходимости, хотя эту работу могла бы выполнить медсестра. В-третьих, средства нужно направить на поддержание оснащения медицинских кабинетов. Вспышки различных эпидемий могут случиться внезапно. И лучший способ бороться с ними – превентивная политика в области здравоохранения.
— Согласно новой мере правительства, к ординатуре терапевтов добавляется ещё один год. Таким образом, общий срок обучения врача продлевается до 10 лет. При этом правительство настаивает, чтобы дополнительный год ординаторы проводили в зонах так называемых «медицинских пустынь». Протестующие считают, что директивных мер недостаточно, чтобы решить проблемы, образовавшиеся в следствие многолетней политики государства.
Для восполнения нехватки врачей на местах, необходимы меры поддержки молодых специалистов. Например, льготное жильё или помощь в оплате транспортных расходов. Также необходимо содействие местных властей. Ведь в «медицинских пустынях» за специализированной медицинской помощью приходится ехать за 20 км. При этом система регионального общественного транспорта разрушается. В связи с этим в каждом регионе необходим поиск подходящего решения (оборудование кабинетов оказания первой срочной помощи, предоставление медицинского транспорта и т.п.).
Организаторы:
Объединение врачей-терапевтов Médecins pour demain, Национальная межпрофсоюзная организация интернов (Isni), Межпрофсоюзное автономное представительство интернов-терапевтов (Isnar-IMG).
При поддержке отделения терапевтов Всеобщей конфедерации труда (ВКТ).
Протестные акции:
Крупные манифестации прошли 14 октября, 18 ноября, 1-2 декабря, 5 января.
С 14 ноября в поддержку врачей медицинские лаборатории также объявили бессрочную забастовку.
С 27 декабря по 8 января во многих городах Франции врачи закрыли свои кабинеты.
Интересные факты:
- Министр здравоохранения Франции Франсуа Брон 27 декабря осудил протестующих врачей, вышедших на забастовку в такой неподходящий момент, когда в стране происходит пик эпидемий ОРВИ.
- В период с 2012 по 2021 гг во Франции сократилось число частнопрактикующих терапевтов на 15%.
- Кол-центры служб скорой медицинской помощи сигнализируют о нехватке персонала. В результате время ожидания на телефоне для обращающихся за срочной медицинской помощью иногда длится 40 минут.
- С 22 ноября бессрочная забастовка врачей проходит в Мадриде. В Испании государственные расходы на здравоохранение вдвое меньше, чем во Франции. А в столичном регионе – еще меньше, чем в целом по стране.