В эту новогоднюю ночь мне выпала счастливая возможность присутствовать на празднование вечерни Торжества Пресвятой Богородицы Марии под председательством Святейшего Отца - Папы Римского, которое проходило Соборе Святого Петра 31 декабря (Celebrazione dei vespri presieduta dal santo padre).
Пригласительные билеты, которые нам достались благодаря родственникам моего мужа-итальянца, позволяли разместиться на местах практически непосредственно перед Папой Римским и церковным хором.
Мои впечатления сложно описать словами. В таких великих и намоленых местах, на протяжении веков являвшихся центром притяжения xриcтиан со всего мира, особая и непередаваемая энергетика, которую смогли подчеркнуть в камне, мраморе, картинах, фресках, витражах великие гении итальянского искусства.
В очередной раз я подумала, как было бы хорошо, если бы peлигия служила для объединения людей в мире, а не для раскола и раздоров. Ведь, по сути, все мировые peлигии учат добру, совсем другое дело как их используют и трактуют в своих целях находящиеся у власти лица.
В канун новогодней ночи 31 декабря в 17 часов Пара Римский Франциск возглавил вечерню Торжества Пресвятой Богородицы Марии, за которой последовало вознесение Святых Даров, традиционное пение гимна «Te Deum» в конце календарного года и Евхаристическое благословение. В конце празднования Папа Франциск отправился посетить ясли, установленные на площади Святого Петра.
Я приведу в этой статье практически дословно проникновенную новогоднюю речь Папы Римского, обращенную ко всем христианам мира:
"Когда в полноте времени Бог стал человеком, Он не рухнул с неба в мир; родился от Марии. Он родился не в женщине, а от женщины. Суть в другом: значит, Бог хотел взять у нее плоть. Он не использовал его, но попросил ее «да», ее согласия. И с ней начался медленный путь зарождения человечества, свободного от греха, полного благодати и истины, полного любви и верности. Прекрасная, добрая и истинная человечность по образу и подобию Божию, но переплетенная с нашей плотью, предложенной Марией; никогда без нее; всегда с вашего согласия; в свободе, в безвозмездности, в уважении, в любви.
И это путь , который выбрал Бог, чтобы войти в мир, войти в историю, это путь . И этот путь необходим, так же необходим, как сам факт прихода. Божественное материнство Марии – девственное материнство, плодоносная девственность – это путь, который показывает чрезвычайное уважение Бога к нашей свободе. Сотворивший нас без нас не хочет нас без нас спасать (см. св. Августин, Sermo CLXIX , 13).
Его путь, чтобы спасти нас, — это путь, по которому он также приглашает нас следовать за собой, продолжать вместе с ним плести новое, свободное, примиренное человечество. Это слово: человечество примирилось. Это стиль, способ отношения к нам, из которого вытекают многочисленные человеческие добродетели хорошего и достойного сосуществования. Одной из таких добродетелей является доброта как образ жизни, который способствует братству и социальной дружбе.
И говоря о доброте, в этот момент наши мысли спонтанно обращаются к дражайшему папе Бенедикту XVI, который покинул нас сегодня утром. Мы с умилением вспоминаем его личность, такую благородную, такую добрую. И мы чувствуем в сердце столько благодарности: благодарность Богу за то, что Он дал его Церкви и миру; благодарность ему за все доброе, что он сделал, и прежде всего за его свидетельство веры и молитвы, особенно в эти последние годы его уединенной жизни. Только Бог знает цену и силу его заступничества, его жертв, приносимых на благо Церкви.
Сегодня вечером я также хотел бы вновь предложить доброту как гражданскую добродетель, думая, в частности, о нашей Римской епархии.
Доброта — важный фактор культуры диалога , а диалог необходим для того, чтобы жить в мире, жить как братья и сестры, которые не всегда ладят друг с другом — это нормально — но тем не менее разговаривают друг с другом, слушают друг друга и постарайтесь понять друг друга и встретиться. Давайте только подумаем о том, «каким был бы мир без терпеливого диалога стольких щедрых людей, которые сохранили вместе семьи и общины. Настойчивый и смелый диалог не делает новости похожими на столкновения и конфликты, но незаметно помогает миру жить лучше». Что ж, доброта — это часть диалога. Это не просто вопрос «этикета»; дело не в "этикете", не в галантных формах... Нет, не это мы имеем в виду здесь, говоря о доброте. Наоборот, это добродетель — восстанавливаться и тренироваться каждый день, идти против течения и гуманизировать наши общества.
Ущерб от потребительского индивидуализма очевиден для всех. И самый серьезный вред в том, что другие, окружающие нас люди воспринимаются как помеха нашему спокойствию, нашему комфорту. Другие «доставляют неудобства» нам, мешают нам, отнимают у нас время и ресурсы, чтобы делать то, что нам нравится. Индивидуалистическое и потребительское общество имеет тенденцию быть агрессивным, потому что другие являются конкурентами, с которыми нужно конкурировать. И тем не менее, именно в этих наших обществах и даже в самых трудных ситуациях есть люди, которые демонстрируют, что «все же можно выбрать доброту» и, таким образом, своим образом жизни «становятся звездами посреди тьмы».
Святой Павел в том же Послании к Галатам, из которого взято чтение этой литургии, говорит о плодах Святого Духа, что мы можем понимать под «добротой»: благожелательное отношение, которое поддерживает и утешает других, избегая при этом всякой резкости и резкости. Способ обращаться с другими, стараясь не ранить словами или жестами; пытаясь облегчить бремя других, ободрить, утешить, утешить; никогда не унижая, не оскорбляя и не презирая ( Fratelli tutti , 223).
Доброта — это противоядие от некоторых патологий нашего общества : противоядие от жестокости, которая, к сожалению, может проникнуть, как яд, в сердце и отравить отношения; противоядие от беспокойства и рассеянного безумия, которые заставляют нас концентрироваться на себе и отгораживаться от других. Эти «болезни» нашей повседневной жизни делают нас агрессивными, лишают нас возможности спросить «разрешение», «извините» или просто сказать «спасибо». Три очень человеческих слова сосуществования: разрешение, извините, спасибо. С этими тремя словами мы идем вперед в мире, в человеческой дружбе. Это слова доброты: разрешение, извините, спасибо. Нам будет полезно подумать о том, часто ли мы используем их в своей жизни: пожалуйста, извините, спасибо. И вот, когда мы встречаем доброго человека на улице, или в магазине, или в офисе, мы удивляемся, это кажется нам маленьким чудом, потому что, к сожалению, доброта уже не очень распространена. Однако, слава Богу, есть еще добрые люди, которые умеют отложить в сторону свои заботы, чтобы уделить внимание другим, подарить улыбку, слово ободрения.
Дорогие братья и сестры, я думаю, что восстановление доброты как личной и гражданской добродетели может очень помочь улучшить жизнь в семьях, общинах и городах. По этой причине, глядя на новый год города Рима, я хотел бы пожелать всем нам, живущим в нем, возрастать в этой добродетели: доброте. Опыт учит, что если это становится стилем жизни, то может способствовать здоровому сосуществованию, гуманизировать социальные отношения, растворяя агрессию и безразличие.
Смотрим на икону Богородицы. Сегодня и завтра здесь, в базилике Святого Петра, мы также можем поклониться ей в образе Мадонны дель Кармине из Авильяно, недалеко от Потенцы. Не будем принимать тайну божественного материнства как должное! Удивимся выбору Бога, Который мог явиться в мир тысячью способами, показывая свою силу, а вместо этого хотел быть зачатым свободно в утробе Марии, хотел девять месяцев формироваться, как всякий ребенок, и, наконец, быть рожденный от нее, чтобы родиться от женщины. Не будем спешить, остановимся для созерцания и размышления, ибо здесь существенная черта таинства спасения. И попробуем познать Божий «метод», его бесконечное уважение, так сказать, его «доброту», ибо в божественном материнстве Богородицы есть путь к более человечному миру".