Если описать сериал в нескольких прилагательных, они примерно будут такими: скрытое, непонятное, таинственное, искушенное, но невероятно красивое. Готическую литературу в полной мере раскрыли женщины — они смогли тонко сопоставить нечто мифическое и слабо уловимое с человеческим поведением и чувствами. «Змей в Эссексе» Сары Перри выстрелил в свое время, какое на сегодняшний день оставляет впечатление мини-сериал? Обо всем по порядку.
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД СЛАДОК
Конец XIX века, викторианский Лондон. Кора Сиборн (Клэр ДЭЙНС) только что похоронила, как сейчас принято говорить, абьюзивного мужа. Вдова не особо понимает, что именно чувствует — то ли горе, то ли облегчение, но уверена наконец в одном — именно сейчас она как никогда свободна. Поддавшись своей страсти (в этом фильме любовь явно уходит на второй план, отдавая лидерские позиции) она решает во чтобы то ни стало вернуться к увлечению палеонтологией и с помощью науки разгадать тайну появления мифического змея, который любит терроризировать рыбацкую деревушку в Эссексе.
У Коры есть сын, как сказали бы сейчас, слегка необычный и особенный мальчик, и компаньонка Марта (Хейли СКВАЙРС), активная марксистская. Кроме того, у нее появляется поклонник — молодой доктор Гарретт (Фрэнк ДИЛЛЭЙН), восходящая звезда лондонской хирургии. Стоит упомянуть, что метафоры буквально пронизывают весь этот сериал, перспективный доктор умело владеет своими руками, но никак не чувствами, поэтому, в качестве признания и наглядной демонстрации серьезности своих отношений, дарит Коре забальзамированный кусочек сердца пациента с морга.
Дела в Эссексе тем временем развиваются так же быстро, как и личная жизнь главной героини. Жители напуганы, трясутся от страха (в этом мини-сериале очень наглядно показано, насколько человек маленькое и хрупкое существо, актерский каст дрожал и показывал свой страх настолько, что невольно дрожь пробирает и во время просмотра). Один пастор церкви (Том ХИДДЛСТОН) на подвластен панике и пытается найти всему логическое объяснение. Олицетворение спокойствия и благодетели можно увидеть в роли его жены, Стеллы (Клеманс ПОЭЗИЯ), она чем-то напоминает героиню романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» Мелани Гамильтон. Появление Коры в их семье испытывает на прочность не только религиозность священника, но и его брак.
ЗМЕЙ-ИСКУСИТЕЛЬ ПРОВОЦИРУЕТ КОНФЛИКТ
С героями ознакомились, но все-таки, кто же такой змей? Загадочный змей — в первую очередь, опять-таки, метафора. Причем здесь по ходу рассказа она может означать совершенно разные вещи. В каком-то смысле это сама Кора, вносящая сумятицу в жизнь окружающих, в особенности, мужчин. В каком-то — научные идеи, рационализм и социальный прогресс в болоте архаических порядков и верований. В каком-то и старый добрый фаллический символ. В последних сериях змей вообще уплывает далеко на второй план, поскольку есть вещи поинтереснее.
Если говорить о конфликтах, то «Змей в Эссексе» предлагает традиционное столкновение взглядов: Кора — человек науки, Уилл — апологет веры, а у местных жителей на уме иррациональные предрассудки. Каждая из сторон объясняет свою позицию в споре, причем необычно выглядят первые две. Кора прикрывается исследованиями современников и найденными окаменелостями, но в основе ее взглядов лежит вера в существование зверя, а у проповедующего Уилла, внезапно, — логика.
ПОДВОДИМ ИТОГИ
Барнард снимает топи со всей возможной зловещестью: туман, тучи, дрожащие человеческие фигуры. Камера то мрачно движется на высоте птичьего полета, то вовсе принимает точку зрения подводного монстра, которого, вполне возможно, не существует. Картина и плавность сюжета — одно сплошное удовольствие для глаз. Отдельно хочется отметить художника по костюмам, настолько красиво, что, пожалуй превозносит сериал на отдельный эстетический уровень. Проект Клио Барнарда отказывается от затянутости, уложившись в шесть исчерпывающих эпизодов — достаточных, чтобы влюбиться в героев, окунуться с ними в пучину их страстей и вынырнуть обратно живыми и невредимыми. Потому что в этот раз страшный змей обошел нас стороной.