Небольшая история о том, как люди представляли себе Красную планету и её обитателей с античных времён до современности, и как это представление отражалось в культуре.
Древние римляне почитали Марса как (по одной из версий) отца основателя Рима, а позже стали отождествлять его с Аресом, богом войны. Аристотель в своих трудах называл планету Арес. Вспыльчивый и своенравный Марс аналогично нашёл своё отождествление и в названии отождествляемой с Аресом греками планеты, которую римляне также наблюдали на ночном небосклоне.
Художники эпохи Возрождения недалеко ушли от античных авторов, изображая Марса с характерными для него признаками, приписываемыми ему ещё римлянами. Марс на картинах той эпохи нередко изображается в шлеме, с красным или иного цвета плащом. В основу сюжета большинства картин входит миф о любовных свиданиях Марса (Ареса) и Венеры (Афродиты) за спиной её супруга Вулкана (Гефеста).
Уже к 19 веку учёные стали вести дискуссии о том, что на поверхности Марса может существует не просто жизнь, а целая развитая цивилизация. Долгое время даже в научных кругах считалось, что условия на Марсе близки или даже аналогичны земным. Несовершенные телескопы вводили астрономов в заблуждение, заставляя их неправильно интерпретировать то, что они видели на поверхности Марса, по аналогии с Землёй. Полярные шапки, по их мнению, состояли из замёрзшей воды, тёмные области планеты являлись морями, океанами и лесами.
Наиболее активным приверженцем наличия на Марсе цивилизации был Персиваль Лоуэлл, американский бизнесмен, астроном и исследователь Марса, открывший астероид Аризона в 1907 году. Годом ранее он в своей книге «Марс и его каналы» описывал планету как умирающий мир, испещрённый ирригационными каналами. В этой книге он нарисовал карту этих каналов. На деле же большинство этих каналов оказались оптической иллюзией.
В 1897 году вышел знаменитый научно-фантастический роман «Война миров» Герберта Уэллса о нашествии марсиан на Землю. В романе марсиане прибыли с умирающего Марса в надежде обосноваться на Земле.
Этот роман также зачитывался во время радио-спектакля в канун Хэллоуина в 1938 году. Поскольку действия романа во время эфира были перенесены в современный на тот момент Нью-Джерси, а стиль повествования был выдержан в репортажном стиле, слушатели, не попавшие в начало эфира, приняли спектакль за реальный репортаж о нашествии марсиан, что вызвало массовую панику.
Тема Марса стала широко популярной в мировой общественности во многом благодаря роману.
Однако даже в начале 20-го века, несмотря на колоссальное влияние романа «Война миров», в котором марсиане выставлены в отрицательном свете, в 1918 году в свет выходил немой датский фильм «Путешествие на Марс», сюжет которого рассказывает о Марсе, как пригодной для жизни планете, населённой пацифистскими марсианами-вегетарианцами, обучающими людей миру, любви и состраданию. Такой акцент в сторону пацифизма в фильме про марсиан связан с Первой мировой войной. Создатели фильма призывали общество брать пример с мирных марсиан.
В 1922 выходит другой американский чёрно-белый немой фильм «Человек с Марса», в котором чудаковатый учёный видит сон о том, как он связывается с марсианами и те рассказывают ему секреты невероятных вещей: как сделать золото из глины, как изготовить невесомую сталь и т. д. Примечательно, что фильм показывали в стереоформате (3D), что добавляло зрителю ощущение фантастичности.
В 1939 в рамках комиксов «Фантастические приключения» был создан одноимённый рассказ «Человек с Марса», нарисованный Фрэнком Р. Полом. В рассказе марсианин обладал телепатическими способностями и мог втягивать глаза и нос, чтобы защитить их от замерзания.
В 1948 году знаменитый немецкий инженер-ракетчик Вернер фон Браун написал фантастический рассказ о полёте человека на Марс. Его работа была переиздана в 1953 году под названием «Марсианский проект» или «Проект Марс», в котором многие современные журналисты и читатели в шутку отмечают так называемую «пророческую» составляющую, т. к. в книге упоминается человек по имени Илон, который переправит людей на Марс.
В 1951 вышла научно-фантастическая драма «Полёт на Марс», в которой учёные прибывают на Марс, чтобы найти на ней подземных вымирающих марсиан, похожих на людей, которые замышляют вторжение на Землю.
Но уже в 1965 году представление мировой общественности о Марсе диаметрально меняется, когда автоматическая межпланетная станция NASA (программа Маринер-4) сделала снимок, окончательно отвергающий наивные представления обывателей о том, что на Марсе есть цивилизации. На чёрно-белых снимках космического аппарата поверхность Марса скорее походила на Луну, и была покрытой кратерами и стерильной, без каких-либо признаков инопланетной жизни.
Впоследствии былых представлений о Марсе, как планете населённой разумными цивилизациями, в литературе и кинематографе становилось всё меньше и меньше. Современная научная фантастика относится к вопросам обитаемости Марса достаточно критично, и на экранах и страницах научно-фантастических романов Марс в подавляющем большинстве случаев теперь выглядит более реалистично: безжизненной, негостеприимной планетой, выжить на которой без помощи передовых современных технологий невозможно.
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ!
Ещё материалы о космосе:
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель.