Найти тему
НаукаPRO

Как менялись Марс и его обитатели в представлении людей

Небольшая история о том, как люди представляли себе Красную планету и её обитателей с античных времён до современности, и как это представление отражалось в культуре.

Древние римляне почитали Марса как (по одной из версий) отца основателя Рима, а позже стали отождествлять его с Аресом, богом войны. Аристотель в своих трудах называл планету Арес. Вспыльчивый и своенравный Марс аналогично нашёл своё отождествление и в названии отождествляемой с Аресом греками планеты, которую римляне также наблюдали на ночном небосклоне.

Марс и Венера на фреске из Помпеи, 1 в. н. э.
Марс и Венера на фреске из Помпеи, 1 в. н. э.

Художники эпохи Возрождения недалеко ушли от античных авторов, изображая Марса с характерными для него признаками, приписываемыми ему ещё римлянами. Марс на картинах той эпохи нередко изображается в шлеме, с красным или иного цвета плащом. В основу сюжета большинства картин входит миф о любовных свиданиях Марса (Ареса) и Венеры (Афродиты) за спиной её супруга Вулкана (Гефеста).

«Венера и Марс, объединённые любовью», Паоло Веронезе (Кальяри), 1570-е. Метрополитен.
«Венера и Марс, объединённые любовью», Паоло Веронезе (Кальяри), 1570-е. Метрополитен.

Уже к 19 веку учёные стали вести дискуссии о том, что на поверхности Марса может существует не просто жизнь, а целая развитая цивилизация. Долгое время даже в научных кругах считалось, что условия на Марсе близки или даже аналогичны земным. Несовершенные телескопы вводили астрономов в заблуждение, заставляя их неправильно интерпретировать то, что они видели на поверхности Марса, по аналогии с Землёй. Полярные шапки, по их мнению, состояли из замёрзшей воды, тёмные области планеты являлись морями, океанами и лесами.

Наиболее активным приверженцем наличия на Марсе цивилизации был Персиваль Лоуэлл, американский бизнесмен, астроном и исследователь Марса, открывший астероид Аризона в 1907 году. Годом ранее он в своей книге «Марс и его каналы» описывал планету как умирающий мир, испещрённый ирригационными каналами. В этой книге он нарисовал карту этих каналов. На деле же большинство этих каналов оказались оптической иллюзией.

Карта оросительных каналов на Марсе из книги Персиваля Лоуэлла.
Карта оросительных каналов на Марсе из книги Персиваля Лоуэлла.

В 1897 году вышел знаменитый научно-фантастический роман «Война миров» Герберта Уэллса о нашествии марсиан на Землю. В романе марсиане прибыли с умирающего Марса в надежде обосноваться на Земле.

Иллюстрация из ранней книги «Война миров» Герберта Уэллса, иллюстрация показывает марсианина, выползающего из капсулы.
Иллюстрация из ранней книги «Война миров» Герберта Уэллса, иллюстрация показывает марсианина, выползающего из капсулы.

Этот роман также зачитывался во время радио-спектакля в канун Хэллоуина в 1938 году. Поскольку действия романа во время эфира были перенесены в современный на тот момент Нью-Джерси, а стиль повествования был выдержан в репортажном стиле, слушатели, не попавшие в начало эфира, приняли спектакль за реальный репортаж о нашествии марсиан, что вызвало массовую панику.

Тема Марса стала широко популярной в мировой общественности во многом благодаря роману.

Однако даже в начале 20-го века, несмотря на колоссальное влияние романа «Война миров», в котором марсиане выставлены в отрицательном свете, в 1918 году в свет выходил немой датский фильм «Путешествие на Марс», сюжет которого рассказывает о Марсе, как пригодной для жизни планете, населённой пацифистскими марсианами-вегетарианцами, обучающими людей миру, любви и состраданию. Такой акцент в сторону пацифизма в фильме про марсиан связан с Первой мировой войной. Создатели фильма призывали общество брать пример с мирных марсиан.

Плакат датского немого фильма «Путешествие на Марс» 1920 года.
Плакат датского немого фильма «Путешествие на Марс» 1920 года.

В 1922 выходит другой американский чёрно-белый немой фильм «Человек с Марса», в котором чудаковатый учёный видит сон о том, как он связывается с марсианами и те рассказывают ему секреты невероятных вещей: как сделать золото из глины, как изготовить невесомую сталь и т. д. Примечательно, что фильм показывали в стереоформате (3D), что добавляло зрителю ощущение фантастичности.

Плакат американского немого стереофильма «Человек с Марса» 1922 года.
Плакат американского немого стереофильма «Человек с Марса» 1922 года.

В 1939 в рамках комиксов «Фантастические приключения» был создан одноимённый рассказ «Человек с Марса», нарисованный Фрэнком Р. Полом. В рассказе марсианин обладал телепатическими способностями и мог втягивать глаза и нос, чтобы защитить их от замерзания.

Обложка рассказа-комикса «Человек с Марса» 1939 года.
Обложка рассказа-комикса «Человек с Марса» 1939 года.

В 1948 году знаменитый немецкий инженер-ракетчик Вернер фон Браун написал фантастический рассказ о полёте человека на Марс. Его работа была переиздана в 1953 году под названием «Марсианский проект» или «Проект Марс», в котором многие современные журналисты и читатели в шутку отмечают так называемую «пророческую» составляющую, т. к. в книге упоминается человек по имени Илон, который переправит людей на Марс.

Обложка книги «Проект Марс» Вернера фон Брауна.
Обложка книги «Проект Марс» Вернера фон Брауна.

В 1951 вышла научно-фантастическая драма «Полёт на Марс», в которой учёные прибывают на Марс, чтобы найти на ней подземных вымирающих марсиан, похожих на людей, которые замышляют вторжение на Землю.

Плакат фильма «Полёт на Марс» 1951 года.
Плакат фильма «Полёт на Марс» 1951 года.

Но уже в 1965 году представление мировой общественности о Марсе диаметрально меняется, когда автоматическая межпланетная станция NASA (программа Маринер-4) сделала снимок, окончательно отвергающий наивные представления обывателей о том, что на Марсе есть цивилизации. На чёрно-белых снимках космического аппарата поверхность Марса скорее походила на Луну, и была покрытой кратерами и стерильной, без каких-либо признаков инопланетной жизни.

Снимок Марса, сделанный аппаратом Маринер-4.
Снимок Марса, сделанный аппаратом Маринер-4.

Впоследствии былых представлений о Марсе, как планете населённой разумными цивилизациями, в литературе и кинематографе становилось всё меньше и меньше. Современная научная фантастика относится к вопросам обитаемости Марса достаточно критично, и на экранах и страницах научно-фантастических романов Марс в подавляющем большинстве случаев теперь выглядит более реалистично: безжизненной, негостеприимной планетой, выжить на которой без помощи передовых современных технологий невозможно.

Кадр из фильма «Марсианин» Ридли Скотта.
Кадр из фильма «Марсианин» Ридли Скотта.

ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ!

Ещё материалы о космосе:

Луна могла сформироваться за несколько часов
НаукаPRO
7 октября 2022

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель.

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Новости популярной науки12 марта 2022