Итак, поворот на деревню я преодолела.
Вполне себе накатанная грунтовка вела меня к финалу, но по дороге я встретила чудо-чудное, диво-дивное:
Около этого призрака цивилизации я аж затормозила и сфотографировала, чтобы потом верить глазам своим.
Погода стояла чудесная, причем, не первый день, что особенно важно, памятуя про особенности местной почвы. По простому говоря - это суглинок. И если были дожди, то есть шанс намертво застрять в низине у «конюшни». Конюшня там, строго говоря, еще в моем глубоком детстве была представлена лишь в виде останков, но - конюшни нет, а название осталось. И виднеется уже последний дом - и он не развалившийся!
И, что радует, нет зарослей «борщевика» - на эту напасть я по дороге насмотрелась по обочинам и побаивалась обнаружить его здесь.
Дальше я решила не рисковать и бросила машину на обочине.
Когда-то давно, лет тридцать назад, «по деревне» на машинах никто не ездил. Не то, чтобы ради безопасности пешеходов, скорее ради безопасности транспортных средств)). Правее этого дома можно было подняться на горку по дороге между деревней и колхозным яблоневым садом и проехать на тот конец деревни или в ее середину «огородами» по относительно ровной грунтовке. А по разухабистой деревенской колее проезжали только телеги, развозящие хлеб и газ в баллонах. А, еще бывали телеги с бидонами, куда сдавали со дворов «излишки» молока.
Каждый раз, когда я вспоминала дорогу в деревню, я вспоминала и низину «у конюшни», и дорогу вверх на горку через сады. И, конечно, вспоминала, что как-то раз мы приехали на майские праздники «сажать» огороды, преодолели низину и… встали, как вкопанные. Дорога не поднималась прямо в гору, а как бы огибала подъем дугой и вся эта дугообразная бывшая дорога была ровнехонько вспахана… прямо-таки четко вместе с обочинами. Вспаханная полоса препятствий вместо дороги.
Но мы в тот раз приехали явно не первые после этого события и разглядели намечающуюся новую трассу, пролегающую уже не рядом с колхозным садом, а через него. К слову сказать, колхоза тогда уже не было, но, как и в варианте с конюшней, колхоза нет, а колхозный сад - есть.
Как впоследствии выяснилось, дорогу в полосу препятствий превратил местный тракторист, возвращавшийся с пахоты соседнего поля домой. Благо, он все-таки на горке окстился (видимо, смутило, что что-то замедляет скорость) и плуг поднял. В противном случае не помог бы новый объезд ни разу.
В деревню в моем детстве мы всегда ехали загруженные «под завязку». Автолавка приезжала, по-моему, раз или два в месяц, а ближайший магазин находился (да и сейчас находится) в трех километрах - это если срезать дорогу через лес. Сколько идти в обход - даже боюсь представить. В этом последнем доме, к слову сказать, жил местный пастух. Как правило, домашних коров пасли по очереди в деревнях, а у нас пастух был один - бессменный. Как уж были устроены взаимоотношения между ним и жителями деревни - не скажу, может, должность деревенского пастуха все-таки предполагалась, а может и скидывались ему на зарплату, чтобы в эту самую очередь не выстраиваться. Хотя и выстраиваться особо некому было - уже в моем детстве многие бабульки жили в одиночку. У кого были семьи - тем привозили на лето внуков и помогали с заготовкой сена, кто был одинок совсем - для молока держали максимум коз.
Дорога «по деревне» оказалась вполне себе приличная и засыпанная гравием. Обочины в этом месте всегда были крутые и по обеим сторонам вдоль домов были протоптаны тропинки - мы по ним вечерами ходили встречать соседскую корову из стада.
Колодцы в деревне, кстати, были далеко не всегда - в детстве я таскала воду из-под горы. Благо, хотя бы с середины горы, а не от основания. То ли воду в другом месте не нашли, то ли копать там дешевле было.
Но борщевика я не зря опасалась - все-таки он тут есть. И при этом достаточно близко к моему дому.
А в этом месте руки у меня потрясывались - скажу честно. Из-за поворота выглянул дом, где я суммарно провела четыре года жизни - если сложить вместе все летние месяцы. Деревца перед домом раньше не было - это верба, выросшая из прутиков, давших отростки, пока они стояли в воде на очередное «вербное воскресенье».
Да, дойдя до своего дома, я решила сначала пройти до соседки - во-первых, поздороваться и представиться заново, во-вторых, обозначить свое присутствие, чтобы не словить по голове, если буду обследовать участок, в-третьих, меня просто распирало поделиться эмоциями…
Продолжение следует.