Найти тему

История 41: СОВРЕМЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ АБРАМА АГРАНАТА

В Любе соединились ветви Кляцкиных и Агранатов. Кляцкины, представители разных профессий, обладатели разных талантов и разных характеров, немного для нас приоткрылись. А вот что добавили в фамильный котёл Агранаты, оставалось тайной, как и сам Абрам.

Что мы о нём знали в начале поисков? В основном, ничем не подтверждённые факты:

До революции был купцом и торговал лесом (по версии Зоиной Тани).
С 1905 до конца 1920-х жил в Дорогобуже Смоленской губернии. Вот это достоверная информация: мы точно знаем, что его дети тут родились и учились в школе.
С 1924 года получал пенсию как инвалид 2 группы (справка из Арбатского домоуправления).
До 1928 года крестьянствовал, позже служил в лесничестве. Перестал работать, после потери зрения, получив инвалидность 1 группы (информация из автобиографии Любиного брата Лёвы). Люба же слепоту объясняла так: “Папа выпил денатурат и ослеп”.
В 1934-м жил на Арбате, поскольку справка датирована этим годом.

Ещё есть несколько фотографий, среди них:

Двинское фото, сделанное Маркусом Кляцкиным: в его ателье Абрам “катает на лодочке” сестёр Кляцкиных - Берту, Марию и Софью.

Слева направо: Берта, Мария, Софья Кляцкины, Абрам Агранат.
Слева направо: Берта, Мария, Софья Кляцкины, Абрам Агранат.

Смоленский снимок Абрама: узнаваемый лукавый прищур умных глаз, пенсне, ловко сидящее на носу, пышные ухоженные усы и уши, крепкие и круглые как шляпки молодых рыжиков.

-2

По заказу нашей кузины частный исследователь изучил в ГАСО (Смоленск) метрические книги. Абрам родился в 1873 году у земледельца Файбуса Лейбы Аграната и Либки Литмановой. И в записях о рождении его детей он значился сперва как купеческий сын, а с 1912 года - уже первой гильдии купец.

Софья Кляцкина была того же года рождения. Теперь мы можем сосчитать, сколько им было лет, когда они впервые стали родителями: 32 года. Не слишком рано, да?

Есть интересное исследование Майкла Хики о демографии еврейского населения Смоленской губернии в 1870-1914 гг. Оказывается, средний брачный возраст евреев Смоленщины был выше, чем у русских, и автор называет это “современным” - в смысле, современным нам - демографическим поведением. Хики считает, что многие Смоленские евреи не торопились обзаводиться семьёй до обретения финансового и социального капитала. Потому что жить в Смоленской губернии для евреев было заманчиво, но рискованно.

Чем они рисковали?

Евреи Российской империи имели право селиться только в черте оседлости, куда входило порядка пятнадцати западных губерний, в том числе и Витебская, где жили Кляцкины. Переступить черту разрешалось только отдельным категориям евреев, например, адвокатам, врачам или купцам первой гильдии, но и те платили подати “против положенного с купцов христианского исповедания в двойном количестве”.

Смоленская губерния находилась вне черты. Тут спрос на ремесло и торговлю был выше, конкуренция - ниже, и это привлекало евреев из соседних губерний: землевладельцев, торговцев, аптекарей, дантистов, адвокатов и банкиров. В 1880 году Александр II издал указ не выселять евреев из внутренних губерний, а в дальнейшем планировал пересмотреть законы и вовсе отменить черту оседлости.

Но в 1881-м Александра II убили, а Александр III не собирался следовать проеврейской политике отца. Намекая на волну погромов начала 1880-х, он признавался, что “сердце радуется, когда бьют евреев”, оговариваясь, правда, что “делать этого ни в коем случае нельзя, так как от них богатеет земля русская”. Местные жители видели в евреях конкурентов и старались их опорочить: жаловались, что те вместо ремесла занимаются ростовщичеством, нелегальной торговлей и сбытом краденного, спаивают крестьян, вызывают дефицит жилья и, в довершении всего, совершают ритуальные убийства и пьют кровь христианских младенцев. Поиск виноватых тоже всегда актуален, не так ли?

Требования к переселенцам ужесточились. В 1881 г. Смоленская городская дума назвала евреев “формой социального загрязнения” и обязала полицию начать их массовое изгнание. Лидеры смоленской еврейской общины обратились за помощью к губернатору, но тот поддержал думу.

Когда мы узнали, что в смоленском архиве есть “Дело по ходатайству евреев Симона и Абрама Агранатовых об оставлении их на жительстве в Дорогобужском уезде”, мы заподозрили, что речь может идти о наших предках, которых выселяли с насиженного места. И мы, конечно, это дело заказали.

Начало историй можно прочитать тут.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжения.