Найти в Дзене
Велодело

Как после сварщиков у меня велосипед развалился пополам

Мне не описать словами те боль и страдания, когда рама велосипеда развалилась пополам спустя 200 км после сварки. Начнём сначала. Купил я себе велосипед ХВЗ Спутник с горбами за рулевым стаканом. Тогда в велосипедах разбирался очень слабо и как-то не обратил на это внимание. Сел на велик, проехался, едет хорошо. Вот и купил. Накатал 500 километров и тут у меня рама по горбам складывается. Хрясь – и переднее колесо трёт по наклонной трубе рамы. Чё делать? Немного разогнул раму и доехал до дома. И что дальше? Вставляю рулевой стакан на штырь и гну раму в нормальную геометрию. Рама ведь стальная, завтра сварю. Эх, как же я был тогда наивен и неопытен… Начался новый свободный вечер. Я несу раму сварщику. Предлагаю ему вполне логичное решение: вырезать 4 заплатки и заварить их по периметру. Но он предложил мне решение, которое делает для всех велосипедов, даже с усилением. Во как! Разрезается рама по трещинам, внутрь вставляются трубки и всё это обваривается. Хороший план, звучит прочно и н

Мне не описать словами те боль и страдания, когда рама велосипеда развалилась пополам спустя 200 км после сварки.

Начнём сначала. Купил я себе велосипед ХВЗ Спутник с горбами за рулевым стаканом. Тогда в велосипедах разбирался очень слабо и как-то не обратил на это внимание. Сел на велик, проехался, едет хорошо. Вот и купил. Накатал 500 километров и тут у меня рама по горбам складывается. Хрясь – и переднее колесо трёт по наклонной трубе рамы. Чё делать? Немного разогнул раму и доехал до дома. И что дальше? Вставляю рулевой стакан на штырь и гну раму в нормальную геометрию. Рама ведь стальная, завтра сварю. Эх, как же я был тогда наивен и неопытен…

Начался новый свободный вечер. Я несу раму сварщику. Предлагаю ему вполне логичное решение: вырезать 4 заплатки и заварить их по периметру. Но он предложил мне решение, которое делает для всех велосипедов, даже с усилением. Во как! Разрезается рама по трещинам, внутрь вставляются трубки и всё это обваривается. Хороший план, звучит прочно и надёжно… думал я. Разрезали, вварили. Сварщик жаловался на очень тонкий металл труб, но при этом варил электродом. Сварил ровно и замазал сверху какой-то чёрной смолоподобной жижей, говорит, чтоб не ржавело.

Я на радостях собираю велосипед. Накатываю 150 км вокруг дома и всё хорошо держится, рама не трещит и не виляет. Ну, раз хорошо держится, можно и накатить за 40 км в одну сторону. Сел и поехал в воскресенье. Еду по трассе, наслаждаюсь лёгкостью хода. Всё-таки, покрышки 35-622 катят по асфальту намного приятнее, чем 29*2,1". Заезжаю в город, в городе бордюры и ступеньки. Один бордюрчик вниз, потом другой. Чувствую, что-то не то: рама виляет влево-вправо в такт педалированию. Осматриваю сварной шов – ничего не заметно, всё в чёрной жиже. Ну ладно, еду дальше. Спрыгиваю последовательно ещё с двух бордюров, и тут рама начинает разваливаться. Сварочные швы уже не выглядят швами, стенки труб отклеиваются от сварки, как бумага.

Рама и вилка Старт-шоссе. Запчасти от Спутника. Точнее, всё из Китая, кроме тормозов.
Рама и вилка Старт-шоссе. Запчасти от Спутника. Точнее, всё из Китая, кроме тормозов.

Воскресенье, сварщики не работают, есть только рынок. Качусь на рынок, может, кто поможет. Но на рынке сварщиков не оказалось. Зато я встретил там человека на ашан-подвесе с полностью заваренной имитацией задней подвески. Стальной, тяжеленный, но пригодный для спокойной езды. Вот и встретились две противоположности одного сварочного процесса. В итоге мы вдвоём так и не нашли сварщика. Никто не хочет работать в воскресенье. А ведь мне надо как-то домой ехать. Денег у меня с собой тогда было 50 рублей, еда также с собой, несколько самых необходимых ключей и две запасные камеры. Но раму этим не починишь.

И тут мой новый знакомый предлагает мне гениальный способ: а если я тебе дам моток скотча, ты замотаешь раму и тогда сможешь поехать? Вот это предложение! Как мотают карбоновые рамы? Сейчас попробуем… Товарищ выносит два больших мотка скотча и я мотаю. Хорошо мотаю, с натяжкой и переплетением слоёв. Частично помогают трубки, которые ещё торчат из труб. Готовенько. Сажусь на велик, и, о чудо, он не разваливается. Так что мы безотлагательно начинаем движение ко мне домой. Как хорошо, что вся дорога представляет собой нормальный ровный асфальт… Еду, рама наклоняется вправо, вилка влево. Педалирую плавно и спокойно, скорость держу 20 км/ч. Товарищ на заваренном железном подвесе пытается не отстать от меня. Всё-таки, Спутник – туристический велосипед с дорожными покрышками, а на подвесе покрышки были совсем не для дороги. Торможу плавно и только задним. Вот уж точно я бы не хотел разложиться на том асфальте в прямом смысле этого слова. И всё-таки, мы доехали. 30 км на раме, замотанной двумя мотками скотча. Это было шедевральное приключение и повторить такое я точно не хотел бы и никому не пожелаю такого.

Перекрасил раму, полностью собрал новые колёса, поставил вилку от Спутника и заменил руль. Седло от Урала.
Перекрасил раму, полностью собрал новые колёса, поставил вилку от Спутника и заменил руль. Седло от Урала.

Выводы

Электросварка электродом противопоказана стальным рамам с тонкой стенкой. Раму надо было не варить, а паять твёрдым припоем, типа латуни Л-68 или ПСР-10 (серебросодержащий припой). Лучше всего было бы, использовать заплатки из жести пропаять поверх труб. Вот тогда рама бы работала достаточно долго.

Но, проще было найти новую раму и на неё перекинуть все детали. И в итоге я нашёл новую раму от Старт-шоссе 1970 года и поехал за ней 125 км во Владивосток. Рама Старт-шоссе была чуть выше ростовкой, но служит она до сих пор. На этом закончу свой рассказ. У кого ломались рамы во время езды, пишите, будет интересно узнать ваши истории.

И запомните раз и навсегда: шоссейные и туристические стальные рамы варить нельзя, ибо стенка трубы у них очень тонкая. А вот рамы дорожников, типа Урал, Украина, Орлёнок и им подобные варить электродом можно, их трубы – толстый водопровод.

К сожалению, парочка жёстких дисков ушла на тот свет, когда я их включил после хранения в отрицательной температуре, не дав им нагреться. А там было много старых фотографий. Эх...

Товарищи, если вы хотите поддержать автора материально, то он будет этому очень рад и напишет ещё больше статей и снимет больше видео. Номер кошелька yoomoney 410018096336745