Мне не описать словами те боль и страдания, когда рама велосипеда развалилась пополам спустя 200 км после сварки.
Начнём сначала. Купил я себе велосипед ХВЗ Спутник с горбами за рулевым стаканом. Тогда в велосипедах разбирался очень слабо и как-то не обратил на это внимание. Сел на велик, проехался, едет хорошо. Вот и купил. Накатал 500 километров и тут у меня рама по горбам складывается. Хрясь – и переднее колесо трёт по наклонной трубе рамы. Чё делать? Немного разогнул раму и доехал до дома. И что дальше? Вставляю рулевой стакан на штырь и гну раму в нормальную геометрию. Рама ведь стальная, завтра сварю. Эх, как же я был тогда наивен и неопытен…
Начался новый свободный вечер. Я несу раму сварщику. Предлагаю ему вполне логичное решение: вырезать 4 заплатки и заварить их по периметру. Но он предложил мне решение, которое делает для всех велосипедов, даже с усилением. Во как! Разрезается рама по трещинам, внутрь вставляются трубки и всё это обваривается. Хороший план, звучит прочно и надёжно… думал я. Разрезали, вварили. Сварщик жаловался на очень тонкий металл труб, но при этом варил электродом. Сварил ровно и замазал сверху какой-то чёрной смолоподобной жижей, говорит, чтоб не ржавело.
Я на радостях собираю велосипед. Накатываю 150 км вокруг дома и всё хорошо держится, рама не трещит и не виляет. Ну, раз хорошо держится, можно и накатить за 40 км в одну сторону. Сел и поехал в воскресенье. Еду по трассе, наслаждаюсь лёгкостью хода. Всё-таки, покрышки 35-622 катят по асфальту намного приятнее, чем 29*2,1". Заезжаю в город, в городе бордюры и ступеньки. Один бордюрчик вниз, потом другой. Чувствую, что-то не то: рама виляет влево-вправо в такт педалированию. Осматриваю сварной шов – ничего не заметно, всё в чёрной жиже. Ну ладно, еду дальше. Спрыгиваю последовательно ещё с двух бордюров, и тут рама начинает разваливаться. Сварочные швы уже не выглядят швами, стенки труб отклеиваются от сварки, как бумага.
Воскресенье, сварщики не работают, есть только рынок. Качусь на рынок, может, кто поможет. Но на рынке сварщиков не оказалось. Зато я встретил там человека на ашан-подвесе с полностью заваренной имитацией задней подвески. Стальной, тяжеленный, но пригодный для спокойной езды. Вот и встретились две противоположности одного сварочного процесса. В итоге мы вдвоём так и не нашли сварщика. Никто не хочет работать в воскресенье. А ведь мне надо как-то домой ехать. Денег у меня с собой тогда было 50 рублей, еда также с собой, несколько самых необходимых ключей и две запасные камеры. Но раму этим не починишь.
И тут мой новый знакомый предлагает мне гениальный способ: а если я тебе дам моток скотча, ты замотаешь раму и тогда сможешь поехать? Вот это предложение! Как мотают карбоновые рамы? Сейчас попробуем… Товарищ выносит два больших мотка скотча и я мотаю. Хорошо мотаю, с натяжкой и переплетением слоёв. Частично помогают трубки, которые ещё торчат из труб. Готовенько. Сажусь на велик, и, о чудо, он не разваливается. Так что мы безотлагательно начинаем движение ко мне домой. Как хорошо, что вся дорога представляет собой нормальный ровный асфальт… Еду, рама наклоняется вправо, вилка влево. Педалирую плавно и спокойно, скорость держу 20 км/ч. Товарищ на заваренном железном подвесе пытается не отстать от меня. Всё-таки, Спутник – туристический велосипед с дорожными покрышками, а на подвесе покрышки были совсем не для дороги. Торможу плавно и только задним. Вот уж точно я бы не хотел разложиться на том асфальте в прямом смысле этого слова. И всё-таки, мы доехали. 30 км на раме, замотанной двумя мотками скотча. Это было шедевральное приключение и повторить такое я точно не хотел бы и никому не пожелаю такого.
Выводы
Электросварка электродом противопоказана стальным рамам с тонкой стенкой. Раму надо было не варить, а паять твёрдым припоем, типа латуни Л-68 или ПСР-10 (серебросодержащий припой). Лучше всего было бы, использовать заплатки из жести пропаять поверх труб. Вот тогда рама бы работала достаточно долго.
Но, проще было найти новую раму и на неё перекинуть все детали. И в итоге я нашёл новую раму от Старт-шоссе 1970 года и поехал за ней 125 км во Владивосток. Рама Старт-шоссе была чуть выше ростовкой, но служит она до сих пор. На этом закончу свой рассказ. У кого ломались рамы во время езды, пишите, будет интересно узнать ваши истории.
И запомните раз и навсегда: шоссейные и туристические стальные рамы варить нельзя, ибо стенка трубы у них очень тонкая. А вот рамы дорожников, типа Урал, Украина, Орлёнок и им подобные варить электродом можно, их трубы – толстый водопровод.
К сожалению, парочка жёстких дисков ушла на тот свет, когда я их включил после хранения в отрицательной температуре, не дав им нагреться. А там было много старых фотографий. Эх...
Товарищи, если вы хотите поддержать автора материально, то он будет этому очень рад и напишет ещё больше статей и снимет больше видео. Номер кошелька yoomoney 410018096336745