11,2K подписчиков

"Не мечта сие"

1,4K прочитали

Опять мне пишут, что нормальная организация работы, без пахоты и преодоления за три копейки, - это утопия. Пишут, что это невозможно просто потому, что невозможно. Говорят, что мир таков, что "как потопаешь, так и полопаешь", а чтоб жить спокойно и в достатке и при этом не ишачить как проклятый, надо родиться в семье олигарха или быть уникальным специалистом, гением практически, избранником судьбы.

Все это бесконечно печально. Тем более я не пишу ни о чем невероятном. Примеров иного отношения к труду, доказательств того, что высокая производительность достигается не тупой мышечной интенсивностью, и не одни только гении двигают наш мир вперёд, более чем хватает и сегодня. Ну да ладно.

Вспомнила я тут, что у меня должна выйти большая статья о Радищеве. И она-таки вышла. И она весьма в тему. Радищев ведь тоже писал о необходимости переустройства общества на новых социальных и экономических началах. Но даже в начале XIX века писания его казались сумасбродством, наивными мечтами. Хотя время и доказало его правоту.

Опять мне пишут, что нормальная организация работы, без пахоты и преодоления за три копейки, - это утопия. Пишут, что это невозможно просто потому, что невозможно.

Полностью я эту статью тут репостить не буду. Мне лень включать ноутбук или скроллить и копировать уйму текста с телефона. Тем более, что статьи такого формата здесь плохо читаются.Так что, если очень хочется, читайте по ссылке выше.

А тут я позволю себе лишь небольшое вступление.

Александра Радищева нередко называют первым русским интеллигентом. Просвещение и гуманизм были для него не абстрактными идеалами, а в сочетании с чувством сострадания ко всем терпящим лишения они разожгли в душе писателя и философа такое пламя, которое он сам не мог вынести — сгорел. Но погубил его, конечно, не жар, с которым он бросился живописать мир, полный горя и дикости, противопоставляя ему "утопические" картины рая на земле. Сгубила его несвоевременность этих порывов.

Ничего такого уж фантастического, несбыточного философ в своих трудах не описывал, он знал, что переменам, о которых он говорил, суждено случиться. В конце концов он обосновал их необходимость не только этически, но и с точки зрения развития социально-экономической системы. "Не мечта сие, — писал Александр Радищев, — но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую, я зрю сквозь целое столетие".

А само описание жизни Александра Радищева относится к биографиям того вида, которые очень раздражают обывателя. Они как будто специально пишутся в жанре "И чего не жилось спокойно?"...