Определить это сложнее, чем кажется
«Мы не вступаем в войну, — заявил президент Франции Эммануэль Макрон в июне 2022 года. — Таким образом, было решено не поставлять определенное оружие, включая штурмовики или танки». Теперь месье Макрон изменил свою позицию. 4 января он сообщил, что дал согласие на поставку Украине AMX-10RC, который он назвал «лёгким боевым танком». Среди военных гиков это вызвало яростные споры: соответствует ли AMX-10RC этому определению? И вообще, что такое танк?
На первый взгляд ответ очевиден. Как известное определение непристойности, данное судьей Поттером Стюартом, вы узнаете танк, когда увидите его: большая бронированная штуковина с большой пушкой. Однако эта эвристика быстро сбивает с пути. Возьмём немецкий Panzerhaubitze 2000, поставленный Украине в 2022 году. Он имеет броню, гусеницы и достаточно устрашающее орудие, выступающее спереди. Но это не танк. Это гаубица; длинный ствол на самом деле представляет собой артиллерийский ствол, предназначенный для стрельбы снарядами высоко в воздух и на десятки километров — намного дальше, чем любой танк. Выглядит как танк, но не крякает как танк.
Так считается ли танком AMX-10RC? Французская машина — это «странность», говорит Оливье Шмитт из Центра военных исследований Университета Южной Дании. В Первую мировую войну танки развивались, чтобы прорываться через линию фронта по пересеченной местности в тыл врага, обладая огневой мощью и хорошей защитой. AMX-10RC изначально разрабатывался для разведки — ведения разведки впереди основных сил — и поэтому он легкий и быстрый, а не мощный. Это была ключевая часть французских сил быстрого реагирования, говорит г-н Шмитт, группа из пяти дивизий, созданная в 1980-х годах, чтобы броситься на 1000 км на восток через Германию, чтобы за 48 часов сразиться с первым эшелоном вторгшихся советских войск.
Его собственная броня относительно легка и не выдержит попадания снарядов большинства современных танков. Его орудие было разработано для уничтожения советских танков той эпохи — поэтому его называли танковым «охотником» — и хорошо зарекомендовало себя против иракских танков советского производства в войне в Персидском заливе 1991 года. Наиболее спорным моментом является то, что у AMX-10RC колеса, а не гусеницы. Это позволяет ему двигаться быстрее и тише, чем традиционный танк, но означает, что он будет буксовать на болотистой и пересеченной местности. По этим причинам НАТО и большинство пуристов сочли бы, что AMX-10RC находится ниже порога танкостроения. Правда же в том, что граница размыта.
Во время холодной войны такие легкие танки были обычным явлением. Но в современных армиях сместился баланс между мобильностью с одной стороны и защитой и огневой мощью с другой. Легкие танки были вытеснены в нижней части боевыми машинами пехоты (БМП), такими как российская БМП-3 или американская Bradley, а в верхней части - основными боевыми танками (ОБТ). ОБТ, подобно американскому «Абрамсу» и немецкому «Леопарду», в настоящее время является типичным танком: очень большим, тяжелым, сильным и хорошо вооруженным, хотя соответственно дорогим и сложным в обслуживании и эксплуатации.
В конечном счёте дискуссия несколько философская. Украина отчаянно нуждается в любой бронетехнике, чтобы иметь возможность проводить больше контрнаступлений. Украина давно заинтересована в немецких танках Leopard, которые считаются одними из лучших ОБТ в мире. Они используются 13 европейскими армиями, у которых их в общей сложности, согласно аналитическому центру Европейского совета по международным отношениям, более 2000.
Правительство Германии сопротивляется отчасти потому, что, как заметила в сентябре Эмили Хабер, посол Германии в Вашингтоне, «ни одна другая страна до сих пор не предоставила Украине боевые танки западного производства». Считается, что решение Макрона назвать AMX-10RC легким танком было задумано как шпора Олафу Шольцу, его немецкому коллеге.
Если так, то это сработало — отчасти. 5 января Германия заявила, что отправит Marder, БМП, которая менее эффективна, чем Leopard, но с 1970-х годов была рабочей лошадкой Бундесвера. В то же время Америка подтвердила, что направит собственные БМП Bradley, которые имеют высокотехнологичные прицелы, системы управления огнем и пушки.
Заявление Франции также подчеркивает, насколько далеко сместились западные красные линии, в том числе линии Макрона, с весны прошлого года: от предупреждения об использовании наступательных вооружений до обеспечения возможностей, которые помогут украинским контрнаступлениям. «Есть что-то трогательное в том, что VAB [французские бронемашины, поставленные ранее] и AMX-10 делают в 2022 году то, для чего они были разработаны, — размышляет г-н Шмитт. — Воюя с русскими».