Найти в Дзене
Тёмная Эстетика

Лучшие метал-альбомы 2022

Привет всем меломанам! Похоже, что вновь пришло время подводить музыкальные итоги ушедшего года. На мой взгляд, 2022 год в целом (в плане музыки) был вполне себе хорошим годом, и уж точно куда лучше и живее чем предыдущий. Вне всяких сомнений, то, что локдауны и всякие там требования с ограничениями становятся всё меньшим и меньшим фактором понемногу вдыхает жизнь обратно в мировое метал-сообщество. Как обычно, данный топ не претендует на объективность, правильность, неоспоримость или ещё что нибудь в подобном роде, так что кто вновь хочет поныть на тему объективности – лучше не надо. Данный топ – просто личное мнение автора статьи, не более того. С другой стороны, если вы считаете, что кто-то из музыкальных исполнителей остался незаслуженно забыт – смело пишите в комментариях! Грай "Марь" (EP) Так как это единственная группа в топе с названием на кириллице (а так же единственный мини-альбом), то я бы хотел начать именно с неё. Российский коллектив Грай пускай и не является сильно знам
Оглавление

Привет всем меломанам! Похоже, что вновь пришло время подводить музыкальные итоги ушедшего года. На мой взгляд, 2022 год в целом (в плане музыки) был вполне себе хорошим годом, и уж точно куда лучше и живее чем предыдущий. Вне всяких сомнений, то, что локдауны и всякие там требования с ограничениями становятся всё меньшим и меньшим фактором понемногу вдыхает жизнь обратно в мировое метал-сообщество. Как обычно, данный топ не претендует на объективность, правильность, неоспоримость или ещё что нибудь в подобном роде, так что кто вновь хочет поныть на тему объективности – лучше не надо. Данный топ – просто личное мнение автора статьи, не более того. С другой стороны, если вы считаете, что кто-то из музыкальных исполнителей остался незаслуженно забыт – смело пишите в комментариях!

Грай "Марь" (EP)

Так как это единственная группа в топе с названием на кириллице (а так же единственный мини-альбом), то я бы хотел начать именно с неё. Российский коллектив Грай пускай и не является сильно знаменитой фолк метал группой, но определённо заслуживает внимания побольше чем многие их более раскрученные конкуренты по жанру. Единственный недостаток который я вижу у данного релиза это (не)продолжительность: 3 песни суммарной длинной в 16 минут, треть от этого так и ещё интро. В остальном же, Марь это крайне убедительный миник и лично мне он понравился намного больше чем их последний полноформат. Если вам не интересен фолк метал, но интересуют фронтвумен группы, то тогда тоже стоит заценить – ведь большинство песен Грай спеты чистым женским вокалом. Ценителям блэк метала тоже советую немного расширить свои горизонты, в связи с повышенной мрачностью сабжа. Как дополнение, Грай так же выложили концертное исполнение этого миника.

Animals As Leaders "Parrhesia"

-2

Возращение второй по степени значимости группы в дженте и математическом метале – американцев Animals As Leaders. Эти животные определённо выделяются на фоне всего остального джента: слишком джазово и куда более миролюбиво чем отцы-основатели Meshuggah, а так полностью без элементов мелодичного металкора, кем по сути и являются почти что все остальные джент исполнители. К тому же, музыка Animals As Leaders всегда полностью инструментальна, за всю их дискографию у них не было ни одной песни с вокалом. Пятый альбом Parrhesia может напоминать всё, что ранее встречалось на предыдущих релизах, но в то же самое время с чем-то новым. Во-первых, я бы сказал, что их музыка как никогда ранее стала более запоминающиеся как отдельные, самостоятельные песни, а не просто сплошной поток музицирования, во-вторых, видимо это влияние текущих времён, но Parrhesia это определённо несколько мрачная пластинка, что ранее было несвойственно данной группе. Субъективно на мой вкус, это не только альбом года, но и их самый лучший альбом, Animals As Leaders сейчас на пике своей формы. А ещё, скоро я должен был бы их увидеть их в живую, но похоже, что даты сдвинуты на неопределённое время, так что остаётся надеяться на лучшее...

Arch Enemy "Deceivers"

-3

Возращение одной из главных групп шведского мелодичного дэт метала, одиннадцатый альбом. В 2014 году у Arch Enemy поменялась вокалистка, на Алису из канадской мелодик металкор группы The Agonist и, имхо, с тех пор дела у арчей были весьма плачевны: очень посредственный War Eternal и откровенно провальный Will To Power. И я бы не сказал, что это прям вина Алисы – нет, она пускай и куда слабее Анжелы, но в конечном итоге всё упирается вовсе не в вокал, а в то, что гитарист Амотт видимо исписался и группа всё больше и больше стала тяготеть к унылому хэви... или всё же не исписался? Мои ожидания были примерно нулевые, но новый альбом оказался неожиданно достаточно хорошим, и уж точно в разы лучше предыдущих двух. Даже Алиса и та звучит лучше чем когда либо ранее! Откровенно говоря, я считаю, что в данном топе Deceivers с лёгкостью является наименее интересной пластинкой, однако это не отменяет того, что этот релиз достоин внимания. Сугубо на мой вкус, первая половина альбома менее интересна, большинство годноты находится во второй половине. Наверное стоит так же отметить, что не смотря на мрачную тематику альбома само музло скорее достаточно воодушевляющее.

Artificial Brain "Artificial Brain"

-4

Молодая американская дэт метал группа. Трудно кого-то удивить техникал бруталом или сосчитаем техникала с прогрессивным дэт металом, но вот все 3 компонента вместе – это уже нечно необычное, не думаю что когда либо раньше встречал подобных химер. Представьте себе более менее обычный, сырой и нечесаный брутал дэт вместе с... исполнением в духе таких групп как Gorguts и Deathspell Omega. Причем, я бы сказал, что ближе к Deathspell Omega чем к Gorguts, поскольку присутствует некоторый меланхоличный мелодизм в духе первых. Техникал брутал с элементами прога и налётом меланхоличности: на бумаге может показаться будто это абсолютно несъедобный коктейль, на на удивление слушается оно достаточно органично и определённо не вызывает ощущения неестественной склеенности слишком уж разных компонентов. Да, это конечно комбинация на любителя, но это оказалась рабочая комбинация. Выдержаны ли предыдущие 2 альбома в подобной стилистике или нет – я не в курсе, поскольку знаком с Artificial Brain исключительно по данной работе. К слову, на альбоме задействован ряд гостевых вокалистов и на одной из песен появляется Luc Lemay, который единственный постоянный участник Gorguts, так что сравнение явно не беспочвенное. Более того, в другой песне в роли гостевого гитариста выступил текущий басист Gorguts. Другой знаменитостью среди гостевых вокалистов является Mike Browning из Nocturnus AD, он мимолётно появляется в песне ниже. Последний гостевой участник засветился в ряде андеграундных групп, но по крайней мере можно сказать, что в качестве гостевого вокалиста он у Artificial Brain появляется давно, начиная ещё со времён до дебютника. Другое дело, что его вокал настолько сильно похож на основной вокал Artificial Brain, что временная подмена в трёх песнях вообще незаметна. А так, я думаю можно смело сказать, что это наиболее достойная дэт метал работа 2022 года.

Blut Aus Nord "Disharmonium: Undreamable Abysses" и "Lovecraftian Echoes" (Compilation)

-5

Французская блэк метал группа Blut Aus Nord редко сидит без дела и, как им свойственно, вновь резко сменили общую стилистику. Их предыдущий альбом Hallucinogen обладал звуком которого у них ранее никогда не было, а так же был одним из наиболее мелодичных альбомов в их обширной дискографии. На Disharmonium: Undreamable Abysses группа решила перенести стиль продакшена Hallucinogen на их наиболее привычную формулу музыки: около-индастриальная блэк метальная диссонанщина. Так что новый альбом можно охарактеризовать как хорошо знакое, но в то же самое время – нечто новое. Немного риффинга в духе Hallucinogen тоже есть, но ключевое слово здесь "немного" – Disharmonium: Undreamable Abysses идёт скорее как диссонансно-шумовой фон нежели нечто хуковое. В целом, это был интересный эксперимент и из всех шумных альбомов группы этот наверное наименее давящий на мозг. Запоминаемость, правда, весьма невысокая. Если же вы никогда не слышали музыки Blut Aus Nord, то представьте более неторопливых Deathspell Omega (и Blut Aus Nord начали играть подобное раньше Deathspell Omega, между прочим). К слову о Deathspell Omega – Blut Aus Nord в этом году их уделали с колоссальным отрывом. Так же, вас наверняка удивит подход к вокалу – он никогда не берёт на себя много внимания, а скорее абстрактно летает где-то позади. Если бы я вам сейчас этого не сказал, вы бы наверное даже не заметили, что здесь крайне много чистого вокала, быть может даже больше чем скриминга.

-6

Неожиданно, примерно через пол года выходит ещё один новый релиз. Официальное описание релиза – крайне мутное и трудно понять что к чему, так что вам повезло, что здесь есть человек который может вам объяснить что это такое. Во время самоизоляций 2020-2022 годов в связи сами хорошо знаете чем, у группы накопилось немало внеальбомного материала, который ранее был доступен исключительно для подписчиков музыкального лейбла Debemur Morti Productions. Позже было решено, что половина материала увидит свет, какая именно половина – выбор подписчиков. Так появилась компиляция Lovecraftian Echoes. Однако, обзавестись физическим носителем могут только подписчики лейбла, для всего остального мира это digital only релиз. Что же до музыки, то по меркам группы оно неожиданно бодрячковее чем обычно, но во всём остальном – всё та же хорошо знакомая фанатам группы диссонанщина. К слову, мне эта компиляция зашла больше чем официальный альбом, даже не смотря на менее серьёзный продакшен. Увидит ли свет вторая половина неизданного материала? Неизвестно. Хотелось бы так же отметить, что это круто, что группа так взаимодействует с фанатами.

Decapitated "Cancer Culture"

-7

Когда-то давно поляки Decapitated были главными вундеркиндами техникал дэт метала, но затем произошла череда неприятных событий, а так же смена стилистики на грув/дэт метал, что оказало определённый эффект на творческий путь группы и падения популярности. В относительно недавнем прошлом: в 2017 году, во время тура по Америке, группу арестовали по (ложному) обвинению в групповом изнасиловании, судебное дело длилось год и всё это время им было запрещено покидать страну. Группу оправдали, но осадок остался. Позже, в 2021 году, какие-то там активисты попытались им это припомнить (!) и отменить их европейский тур, благо безуспешно. Практически наверняка всё это повлияло на то, почему их новый альбом посвящен критике "культуры отмены" и социальных сетей. Название альбома является игрой слов: обыгрывается созвучность слов cancel и cancer, название альбома можно интерпретировать как "культура отмены это раковая культура". Что же до музыки, то после предыдущего провала наверное уже мало кто ждал чего хорошего от группы, но, внезапно, они всё же реабилитировались. Не стоит от этого альбома ждать особой хитовости или, тем более, шедевральности, но это весьма годная комбинация дэт метальной долбы с грувистым качем. Удачной находкой так же стало разбавление общей тяжести более мелодичными проигрышами, в том числе и на чистой гитаре. Видимо для привлечения более широкой аудитории, Decapitated так же прибегли к приглашению двух гостевых вокалистов (для двух треков): Татьяна Шмайлюк из украинской металкор группы Jinjer, а так же Робб Флинн из американской грув метал группы Machine Head. Отдельно хотелось бы отметить, что сам кроссовер дэт метала с грувом это достаточно редкая вещь: дэтстеры которые начитают увлекаться элементами грува как правило уходят в дэткор, в то время как поздний Decapitated выпадает на крайне узкую категорию дэт метала с грувом, но без дэткора.

Distraction "Lost In Time / Lost In Madness"

-8

В 2022 году было очень много чего нового в мире мелодэта, в некоторой степени можно было бы даже сказать, что 2022 год прошел под знаменем мелодэта. Однако лучшей новинкой года в жанре мдм я считаю дебютный альбом (пока что) абсолютно безызвестной немецкой группы Distraction. Сама группа отверждает будто это они играют не просто мдм, но и нечто с элементами пост-метала и пост-хардкора, но, честно говоря, я не заметил ни первого, ни, тем более, второго. А вот что я заметил, так что это, что по меркам жанра альбом весьма стремительный и интенсивный, а так же то, что у группы весьма и весьма способный ударник, чья способность комбинировать стандартную долбу с постоянными сбивками и сменами ритма является одним из главных козырей альбома. Конечно, это далеко не единственное достоинство пластинки и это в целом крепкая работа, но наверное стоит отметить, что это не совсем тот мдм к которому вы возможно привыкли, а чуть более экстремальное и монотонное музло, ближе к тому мелодэту у которого четко прослеживаются дэт метал и быть может даже блэк метал корни мдм'а. Например, как первые пару альбомов At The Gates или там Soilwork (однако это вовсе не значит, что я считаю будто этот альбом чем либо похож на раннее творчество тех групп). Звук гитар немного необычен, это наверное единственное где изредка можно заметить сверх отдалённое влияние пост-метала. Как на моё субъективное восприятие, первая тройка песен чуть более монотонна, следующие четыре трека немного более запоминающиеся. Так или иначе, на мой взгляд это настоящий скрытый алмаз современного мелодэта и я надеюсь, что в дальнейшем у этой группы всё пойдёт хорошо, и они смогут добиться более широкого признания. В конце концов, ради этого же мы и слушаем андеграундные группы – чтобы найти годноту до того как она стала всеобщим достоянием, не?

E-L-R "Vexier"

-9

Второй альбом очень молодой и андерграундной пост-метал группы из Швейцарии. Дебютник я специально пока ещё не слушал, чтобы менее предвзято оценивать Vexier, однако определённо планирую заценить и его, в ближайшем будущем. Вопрос который некоторых из вас наверняка заинтересовал – что с названием группы? В этом плане, тут всё достаточно банально: E-L-R это аббревиатура из первых букв всех трёх участников группы. С составом дела менее стандартны: на струнных инструментах играют две девушки, а единственный парень в группе сидит за ударной установкой. Альбом можно назвать полу-инструментальным: очень много секций без вокала, а когда вокал всё же появляется, то это абстрактные завывания обеих участниц, так что вокал здесь определённо не выходит на передний план. Исключением является разве что последний трек, где присутствует и мужской вокал тоже. Музыка весьма неторопливая и может напоминать дум метал, наверное преимущественно за счет работы басистки. Совсем уж изредка музыка ускоряется, в такие моменты оно отдалённо напоминает нечто более блэк метальное. В целом, звук гитар достаточно любопытный и добавляет релизу необычности. Вообщем, отличный альбом для расслабона.

Infected Rain "Ecdysis"

-10

Уже четвёртая фронтвумен группа в данном топе, однако. И, как на сегодняшний день, то самая интересная и перспективная. Infected Rain это ню-металкор коллектив из Молдавии, а Ecdysis это уже их пятый альбом. Начав их слушать со времён второго альбома, помню как группа прошла путь из андеграунда... до мейнстрима они ещё не дотянули, но думаю уже очевидно, что это одна из тех групп, кто уже практически наверняка там будет, это только вопрос времени, и больше половины пути к мировой славе они уже прошли. Можно сказать, что их успеху частично помешали в разы менее интересные (и чуть более молодые, в плане времени на сцене) Jinjer, но думаю, что Infected Rain своё всё же возьмут. С музыкой у этой группы проблем однозначно нет, но многое всё же держится на крайне талантливой и достаточно экстравагантной вокалистке Лена, её личность придаёт уникальности данному проекту. Ecdysis это редкостные, совсем нешуточные эмоциональные качели, большей части метал музыки такое и не снилось. Красота и концентрированная боль, брутальный кач и мелодизм – альбом постоянно швыряет из стороны в сторону, нередко в пределах одной песни. Может я немного перебарщиваю с комплементами, но я считаю, что Infected Rain это главная надежда современной альтернативной музыки, а данный альбом я бы с лёгкостью поставил на второе место в этом топе. Что же до Ecdysis в пределах дискографии группы, то тут я бы его тоже поставил на второе место.

Meshuggah "Immutable"

-11

Возращение легендарных шведов, основателей джента и математичного метала. Те, кто ожидают нереальной мозголомности возможно будут слегка разочарованы: на своём девятом полноформате группа несколько сбавила обороты и наверное можно смело сказать, что это самый дружелюбный к новичкам альбом мешугги. К тому же, даже со слов их ударника, Immutable это в первую очередь именно звук – над этим монструозным продакшеном явно был убит тоннаж времени. В прочем, не смотря на некоторое упрощение, слишком лёгким альбом всё равно не будет, из-за своей продолжительности – Immutable это самая длинная пластинка группы, чуть больше часа джентхаммера со временем даст о себе знать, даже если не так быстро как их некоторые другие альбомы. Учитывая возраст музыкантов и сложность их музыки, вполне возможно, что это их последняя пластинка... Хотя как знать. Так или иначе, это ещё удача, что Фредрик, один из гитаристов мешугги, смог участвовать в записи альбома: в 2017 году на рабочем станке ему отрезало кончик пальца. Кончик пальца пришили обратно, однако подобная травма вполне могла поставить крест на его музыкальной карьере, пришлось долго восстанавливаться, группа несколько лет гастролировала без него. Возвращаясь к самому альбому, это наверное не из самых выдающихся их пластинок, но они частично смогли выйти из ловушки самоповтора и, скорее всего, именно к этому они и стремились с Immutable. Ну и, если без оглядки на предыдущее творчество, это всё равно крутой альбом! Ну а кому не хватило сложности и молодой прыти – для тех есть новинка от Animals As Leaders! И Infected Rain тоже не обходите стороной – пускай жанры совсем не совпадают, но кач – что надо.

Satyricon "Satyricon & Munch"

-12

Второй полностью инструментальный релиз в данном топе. Этот альбом здесь находится с некоторой натяжкой, поскольку это альбом метал группы который не только не имеет отношения к металу, но и с рок музыкой и то с большим трудом находит что либо общего. Satyricon это одна из культовых групп норвежского блэк метала. Satyricon & Munch это уже десятый альбом группы, однако это (пока что) единственный альбом который полностью покинул рамки блэк метала. Весь альбом представляет из себя одну единственную песню продолжительностью почти что в целый час. Это очень спокойный релиз, однако это так же не помешало ему стать винегретом из разных жанров: дрона, эмбиента и фолка, совсем уж изредка ещё мелькает что-то от индастриала, быть может ещё что-то от данджен синта. Если вы слышали единственный альбом их стороннего проекта Wongraven и знакомы с Sunn O))), то попробуйте представить нечто в сторону гибрида этих двух групп, добавьте акустическую/чистую гитару и толику электроники, и тогда возможно вы угадаете что примерно из себя представляет альбом Satyricon & Munch. Немного странное название альбома отсылает к норвежскому художнику Эдвард Мунк (тот самый который нарисовал знаменитый "Крик"), чьими работами вдохновлялась группа во время сочинения данного материала. Не могу не отметить, что по меркам дрона материал нереально разнообразен и активно развивается на протяжении всего альбома. Правда, если у вас нет интереса к дрон и эмбиент музыке, то вы всё равно вряд ли это оцените, так что ничего удивительного если большинство фанатов группы и прочих металистов просто проигнорируют данный релиз. Ну а кому небезразличны дрон, эмбиент и фолк, тем крайне рекомендую!

Slipknot "The End, So Far"

-13

Эти американцы в лишнем представлении не нуждаются. Когда-то очень давно Slipknot были моей любимой группой, но затем мой музыкальный кругозор расширился, альтернатива на тот момент себя изжила, да и новый путь группы после потери Пола и Джои (а теперь уже и Криса) мне не нравился. Всё таки без тех двух ныне покойных участников Slipknot это не Slipknot. Однако, не смотря на мою неприязнь к их современному творчеству, на этом альбоме они смогли более менее реабилитироваться, по крайней мере в моих глазах. Это конечно не первые 4 альбома и даже не MFKR, но это вполне себе годная, крепкая работа. Не исключено, что положительную роль сыграло то, что быть может это последний альбом группы – с выходом седьмого студийного полноформата заканчивается их контракт с Roadrunner Records который они подписали ещё до выхода дебютника, да и название альбома как бы намекает. Хотя быть может это просто конец эры сотрудничества с Roadrunner и они перейдут к другому лейблу, а быть может – просто станут полностью независимыми. На новом альбоме основательно так перемешаны более спокойные и более бодрячковые вещи, причем что не типично для Slipknot – иногда граница между этими двумя категориями весьма размыта и трудно сказать к чему конкретный трек тяготеет больше. В некотором смысле, история повторяется: у Slipknot хорошо получается писать оригинальный, упаднический, но неоднозначный материал во времена мирового кризиса – так оно было в 2008-ом с All Hope Is Gone, во времена экономического кризиса, и этот день наступил вновь, в реалиях той разрухи в которой погряз мир с 2020-ого года. Конечно же, если вам раньше не нравился Slipknot, то и сейчас оно вряд ли сможет чем-то заинтересовать, но если предыдущая пара альбомов отвернула вас от группы нехваткой духа и накала тех самых слипов, то советую дать шанс этому альбому. Помимо прочего, можно так же отметить, что на этом альбоме явно больше элементов электроники чем на любом другом релизе слипов.

Voivod "Synchro Anarchy"

-14

Закрывают данный топ настоящие ветераны метал-музыки, канадцы Voivod – выход их пятнадцатого альбома ознаменовал 40-летний юбилей группы! Как и +/- все метал группы ранних 80-ых, они начинали как относительно обычная спид/трэш метал группа, однако во второй половине 80-ых их понесло в эксперименты и они стали преимущественно прогерской группой. С уверенностью в 99.99% можно сказать, что самая первая диссонанщина в метале появилась именно у канадского воеводы, теперь уже настоящие пионеры важного пласта тяжелой музыки. Парочку альбомов Voivod я ещё не успел заценить, но слышал всё остальное и могу сказать, что Synchro Anarchy с лёгкостью является их самым мудрённым и (технарски) сложным альбомом, музыканты явно решили расширить рамки собственных способностей. Строгим воителям за чистоту музыки 80-ых такое конечно же наверняка не зайдёт, но кто не против попробовать на вкус диссонансный и прогерский трэш на (преимущественно) футуристичную тематику, тот определённо должен остаться очень доволен. Не сказал бы, что альбом идеален: как по мне, то вторая половина явно уступает первой, но всё равно по уровню годности Synchro Anarchy занимает далеко не последнее место даже внутри этого топа.

А какие музыкальные альбомы 2022 года больше всего запомнились вам?

____________________________________________________________________________________

Топ 2021 года

Топ 2020 года

Топ 2019 года

Топ 2018 года (1, 2, 3, 4)