К этой заметке в качестве эпиграфа следовало бы выбрать пару записей из дневника первого русского агронома Андрея Тимофеевича Болотова за 1796 год: «19-го генваря. Обледенело все и сучья на деревьях, и льдом все деревья книзу пригнуло и переломало. 21-го генваря. Страшный и необыкновенный иней. Сгибаются деревья до земли и очень толстые; сперва лед, а потом снег много вреда делал, ломал деревья».
1796 год – это почти четверть тысячелетия назад, а впечатление такое, что Болотов описал последствия ледяного дождя в Москве и области, случившегося 25-26 декабря 2010 года.
Как ни печально, в последнее десятилетие явление это становится все более регулярным, и приходится думать о том, чего ожидать в будущем. Но прежде всего несколько слов о том, что это за напасть такая, ледяной дождь, и чем он отличается от других зимних осадков.
Для возникновения ледяного дождя должно совпасть столько необычных событий в атмосфере, что не понятно, как это явление вообще возможно! Прежде всего необходимо, чтобы в верхних слоях облаков было достаточно тепло для образования не снежинок, а капель воды, либо превращения снежинок в воду. Постепенно эти капли увеличиваются в диаметре, их вес уже не позволяет им безмятежно парить в воздухе, и они начинают падать на землю. Если бы они так и долетели до земли водяными каплями, это был бы обыкновенный дождь. А для ледяного необходимо наличие на пути падения воздушных масс с отрицательной температурой. Здесь капли обзаводятся ледяной оболочкой. При этом минус не должен быть чрезмерным, а размер капли должен быть довольно большим (3-5 мм), иначе она промерзнет насквозь и получится просто ледяная крупа. Ледяной дождь – это мириады водяных капель в тонкой ледяной оболочке. Причем настолько тонкой, что при падении на любую твердую поверхность, она лопается, и вода растекается. Ну а дальше все зависит от температуры на этой поверхности: если она минусовая, то вода замерзает с образованием большего или меньшего слоя прозрачного льда. Так в 2010 году в Москве толщина слоя льда, возникшего в результате ледяного дождя, составляла от 2 до 5 см. А в Северной Америке, где ледяные дожди являются делом обычным, 1998 год ознаменовался Великим Гололедом. Там такой дождь выпал пять раз за шесть дней, и толщина ледяной коры местами достигала 12 см!
Покрытые словно стеклом ветви деревьев и кустарников в лесах и на опушках могут выглядеть очень красиво, однако людям, животным и растениям эта красота обходится совсем недешево.
Для человека самым драматичным становится гололед, из-за которого люди калечатся на дорогах, машины попадают в аварии. Не меньше вреда возникает из-за обрыва электропроводов и разрушения различных конструкций, не рассчитанных на многократное увеличение массы. Однако люди худо-бедно справляются с подобным катаклизмом, а вот природа оказывается перед ним беззащитной.
Страдают от обледенения многие виды деревьев, особенно, как показывает практика, береза и ольха. Их ветви не выдерживают нагрузки и ломаются.
Молодые деревья сгибаются дугой и также ломаются. А если их древесина выдерживает подобное напряжение, то разогнуться впоследствии им уже не суждено. В недоброй памяти декабре 2010 года после ледяного дождя выпал мокрый снег, благодаря чему только в столице оказались сломанными или поваленными 12 000 деревьев! А потом наступил холодный январь 2011 года, и образовавшаяся ледяная корка на деревьях не стаивала почти месяц.
Для диких животных едва ли не любой погодный катаклизм – серьезная жизненная проблема. Глубокий снег затрудняет добывание пищи, наст ограничивает перемещение копытных по лесу в поисках еды и заставляет тратить силы на ее добычу. А лосю, оленю и косуле наст еще и ноги калечит. Ледяной дождь стоит в этом ряду неприятностей, увы, не на последнем месте. Ледяная корка поверх снега ранит ноги животных не хуже битого стекла, и копытным в таких условиях становится трудно спасаться от хищников.
Самым печальным образом последствия ледяного дождя сказываются на жизни птиц. Дрозды и свиристели оказываются в лучшем положении из-за того, что их корм – ягоды рябины или боярышника – хотя и сковывает ледяная корка, но в основном сверху, тогда как снизу к ним можно подобраться. Да и глазированную льдом ягоду птица вполне может съесть. Другое дело, что для полноценного питания тем же дроздам и свиристелям нужны не только ягоды, но и витамины, содержащиеся в почках липы, тополя и других деревьев, а вот добраться до них, оказавшихся под слоем льда, не удастся довольно долго.
Что уж говорить про тех зимующих у нас птах, рацион которых состоит из семян растений и прячущихся в древесной коре насекомых. Это синицы, поползни, чижи, чечетки, корольки и многие другие. Даже дятлам оказывается непросто добыть себе корм. В результате птицам не удается утолить голод, и они гибнут. Конечно нам трудно оценить масштабы этой трагедии, поскольку весной из теплых стран и регионов нашей страны вернутся перелетные птицы, которые наполнят воздух бодрыми песнями и птичьей суетой, станут строить гнезда, выводить птенцов, ловить во множестве насекомых. Но есть специалисты, изучающие птиц, и они утверждают, что после ледяного дождя 2010 года в Подмосковье заметно уменьшилось количество насекомоядных птиц.
Если вы попытаетесь вспомнить, где чаще всего приходится встречать зарянок, зябликов, мухоловок, славок и прочую перелетную птичью мелюзгу, то скорее всего перед вашим мысленным взором окажется опушка леса или парка, сад, но не лесные дебри. Там, в глубине лесов обычно встречаются синицы да поползни. Именно они и еще несколько видов насекомоядных птичек спасают наши леса от насекомых-вредителей. А представьте себе, что произойдет, если этих пернатых спасителей станет в разы меньше! До катастрофического ледяного дождя 2010 года подмосковные леса были проходимы в разных направлениях, сегодня же они завалены местами в несколько ярусов елями, убитыми короедом-топографом. Такого массового появления насекомых-вредителей не наблюдалось до этого десятки лет. Как вы думаете, связано ли их стремительное размножение с сокращением численности синиц и дятлов? Я не знаю точного ответа на этот вопрос, но мне он кажется вполне правомерным. В природе все взаимосвязано.
Две с лишним сотни лет прошло с той поры, когда Андрей Тимофеевич Болотов сделал запись в своем дневнике о ледяном дожде, накрывшем Тульскую область. С позиции нашего времени думается, что большого вреда от этого погодного катаклизма не случилось – птицы и звери не пропали с тех пор, живут и размножаются. Что тут скажешь? Да, это так – свято место, как говорится, пусто не бывает, и туда, где птиц поубавилось, прилетят новые оттуда, где для ледяного дождя условия не сложились. Это произойдет не за один, может быть, и не за два года, но произойдет. Вот только за эти пару лет может случиться беда с лесами. И только представьте себе, что будет, если ледяной дождь в связи с глобальным потеплением станет не просто регулярным, а частым и более обширным явлением. Мы еще не умеем управлять погодой, и предотвратить ледяной дождь не в состоянии, но мы в состоянии позаботиться хотя бы о птицах и таким образом о лесах. Давайте не будем об этом забывать.