Найти тему
А ну-ка, бабушки!

Три лучших фильма, музыку к которым написал Эдуард Артемьев (моя версия)

Оглавление

На счету Эдуарда Артемьева более 200 кинофильмов и 30 театральных постановок, к которым он написал саундтреки. Его нельзя назвать просто композитором - он был соавтором именитых режиссеров: Вадима Абдрашитова и Павла Чухрая, Карена Шахназарова и Александра Прошкина. И все же лучшие свои музыкальные произведения Артемьев написал для фильмов Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.

Эдуард Артемьев
Эдуард Артемьев

Немного из творческой биографии маэстро

В ноябре 2022-го Эдуард Артемьев отметил своё 85-летие. Выпускник Московской государственной консерватории им. Чайковского, он воспитывался на произведениях А. Скрябина и И. Стравинского, М. Мусоргского и Д. Шостаковича. Судьбоносное значение в его биографии сыграло знакомство с инженером Евгением Мурзиным, создателем уникального фотоэлектронного синтезатора.

Изобретатель начал сотрудничать сразу с несколькими молодыми композиторами, которые создали целое направление электронной музыки. Одним из самых талантливых был Эдуард Артемьев, снискавший мировую славу. Его произведения с успехом звучали на самых престижных музыкальных площадках США и Японии, Италии и Германии, Англии и Франции. Особенно известна его композиция к 200-летию Французской буржуазной революции.

Справа Эдуард Артемьев в молодости
Справа Эдуард Артемьев в молодости

В начале 60-х Эдуард Артемьев начал сотрудничать с кинематографом. С освоением космоса электронное звучание оказалось очень востребованным. Первым фильмом в биографии композитора стал "Мечте навстречу" (1963) М. Карюкова и О. Коберидзе, после чего предложения последовали одно за другим. В 1970-м Артемьев познакомился с А. Тарковским, с которым они совместно поработают в трёх фильмах: "Солярис", "Сталкер" и "Зеркало". Эдуард Артемьев даже нарушит свое правило и впервые побывает на съемках. Обычно композитор существовал отдельно от фильма, считая:

Каждый должен заниматься своим делом.

"Самые необычные задачи"

Эдуард Артемьев записал не одно интервью, как ему работалось с Андреем Тарковским. Первым совместным фильмом двух гениев стал "Солярис" (1972). Режиссер ставил перед композитором "необычные задачи". Ему требовались "организованные шумы", когда не хватало средств кино. Тарковский максимально хотел удержать внимание зрителя без музыки.

А когда все же она требовалась, "брал" ее у Баха. Эдуард Артемьев предложил написать оригинальные произведения, но режиссер объяснил свою позицию: ему нужно создать ощущение глубоких корней, которое "дают только работы старых мастеров".

Посмотрите фрагмент, где все сплетается воедино: тишина, звук стеклянной люстры и органная прелюдия фа минор И. С. Баха" Взываю к тебе, Господи".

Эдуард Артемьев признается, что близких отношений с А. Тарковским у него не сложилось. Если у того и были друзья, то это актёр Анатолий Солоницын. Режиссер во время съемок всегда напряженно о чем-то думал, обладая уникальной способностью концентрироваться. Э. Артемьев никогда не понимал, какие его произведения войдут в картину. "Записывали бездну музыки", - вспоминает композитор. Но ему постоянно приходилось пребывать в напряжении, ибо до последнего не было понятно, что будет использовано в окончательном варианте.

За время работы с А. Тарковским у Э. Артемьева выработался особенный музыкальный язык, который в дальнейшем никому из режиссеров не потребовался. Мне кажется, что лучше всего талантливый тандем раскрылся в фильме "Сталкер" (1979). При желании видео можно посмотреть здесь. Тарковского очень волновала идея объединения культур Востока и Запада, что Артемьеву удалось без использования электронного звучания. В картинах А. Тарковского он отошел от этой эстетики.

С Тарковским, фото на страницах журнала
С Тарковским, фото на страницах журнала

"Музыка вошла во все музыкальные чарты"

После ухода композитора из жизни 29 декабря 2022 года многие музыканты высказались о гениальном современнике. Дмитрий Маликов , назвавший потерю трагедией для страны и культуры, назвал самым лучшим ремиксом работу Эдуарда Артемьева в "Сибириаде" (1978) Андрея Кончаловского. Тема огня вошла во всевозможные чарты и использовалась на открытии Олимпиады в Сочи.

Сам композитор признался, что работать с А. Кончаловским ему было сложнее всего. Они вместе учились в консерватории, Андрей Сергеевич был блестящим музыкантом, пианистом. Правда, на 5-м курсе ушел из вуза, не выдержав соперничества с Владимиром Ашкенази. Тем не менее Кончаловский отлично разбирался в музыке и ставил вполне конкретные задачи:

Напиши в духе концерта Бартока для ударных и фортепиано.

Иногда это мешало, потому что приводило не туда. Эдуард Артемьев подметил одну закономерность: часто первый отвергнутый вариант ложился в основу окончательной версии музыкальной темы. Иногда ее сразу отметают, как слишком простой вариант, а потом оказывается, что он был самым точным.

В фильме "Сибириада" мне нравится тема похода. Ее отлично исполняет на гитаре Мария Миракова (можно найти в YouTube), но я предлагаю вам видео из самого фильма. Так более понятно, какую эмоциональный градус задает музыка Э. Артемьева в кино.

"Свой среди чужих, чужой среди своих"

С Никитой Михалковым Эдуард Артемьев работал практически во всех его картинах: "Раба любви", "Несколько дней из жизни И. И. Обломова", "Утомленные солнцем" и др. Но если бы меня попросили назвать самую лучшую работу композитора, я бы выбрала финальную сцену картины "Свой среди чужих, чужой среди своих".

Режиссер обычно ставил перед композитором задачи создания настроения: "как раньше", "как у Морриконе". Артемьев сравнивал манеру работы Михалкова с американскими режиссерами. От композитора требуется не иллюстрировать кадр, а дополнить, раскрыть его глубинный смысл. Тему фильма "Свой среди чужих" он написал на одном дыхании:

Я пришел домой, сел за рояль, что-то такое сыграл. И сразу не понял, что сыграл. Но понял, что это надо обязательно вспомнить. Ну и вспомнил: так эта музыка, придуманная сразу и набело, стала главной темой фильма.

Саундтрек к фильму использовали на закрытии Олимпиады в Сочи, вплетя в музыкальную канву мелодию А. Пахмутовой, которая звучала на закрытии "Олимпиады-1980".

Кинокритик Антон Долин считает, что фильмы Никиты Михалкова не прошли испытание временем. Но при этом отмечает успех картин у зрителя после выхода на экраны. Это во многом объясняется блистательными актёрскими работами и невероятной музыкой, которая подняла фильмы на довольно высокий уровень. А как считаете вы?

Пользуясь случаем, хочется пожелать Никите Сергеевичу скорейшего выздоровления. Известно, что он госпитализирован в одну из клиник Москвы.

Эдуард Артемьев и Никита Михалков
Эдуард Артемьев и Никита Михалков

Я выбрала три самых своих любимых фильма с музыкой Эдуарда Артемьева, а какие саундтреки в этот список добавили бы вы?

Делитесь своими мыслями и не забывайте ставить лайки и подписываться на канал "А ну-ка, бабушки!", потому что здесь вам всегда рады. Внимательно читаю все отзывы и благодарю за то, что помогаете каналу развиваться.

10 января день памяти Романа Ткачука. Почитать об артисте можно тут.

Виктория Самарская