Сейчас небольшая страна в самом центре Европы, увы, недоступна для российских туристов. Я говорю про Чехию, и, признаться, очень скучаю по ней. Туристов в Чешской Республике привлекает, в первую очередь, Прага с ее неповторимым колоритом и архитектурой, знаменитый янтарный пенный напиток и местная кухня. А вот автомобильному журналисту - я про себя - интересен процесс создания автомобиля.
В 2016 году мне с коллегами удалось побывать на заводе SKODA, и наше издание CarzClub.ru написало большой материал, посвященный этой поездке. И сейчас, дорогие читатели и подписчики, я предлагаю вам самим побывать на самом настоящем автомобильном заводе "Шкода".
У американцев - Детройт, у россиян – Тольятти, а для чехов Млада-Болеслав – настоящее «сердце» автомобильной промышленности страны.
Справка CarzClub.ru:
Завод ŠKODA, расположенный в городе Млада-Болеслав – крупнейшее автомобильное предприятие в Чехии и в Восточной Европе, а также центр всей глобальной производственной сети ŠKODA. Более половины всех автомобилей марки, выпущенных во всем мире на данный момент, собраны на этом заводе.
Новейшая история этого завода начинается в апреле 1991 года, после присоединения бренда к Volkswagen Group. В тот момент компания переживала кризис, однако с появлением новых хозяев площадка была существенно реконструирована. За несколько лет завод в Млада-Болеславе был оснащен самым современным оборудованием для производства автомобилей.
К слову об «автомобильных городах»: в Млада-Болеслав стремятся приехать, чтобы здесь жить и работать. И желающих – хоть отбавляй.
Поясню: специалистов и молодых выпускников привлекает не только высокая, по чешским меркам, средняя зарплата (ок. 1300 евро в месяц, тогда как в среднем по стране она составляет примерно 800 евро//данные на 2016 год), но и близость к Праге (примерно 50 км) и, наверное, тот самый пресловутый европейский уют небольших городов.
Когда едешь по улицам Млада-Болеслава, нет ощущения «тотальной индустриализации» со всеми ее «прелестями» типа дымящих сажей труб, грохота заводских цехов и прочего. Здесь – все камерно и по-домашнему.
Именно здесь, в Млада-Болеславе и зародилась история успеха чешской марки.
Вблизи от современных производственных помещений отцы-основатели ŠKODA Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент в 1895 году впервые начали конструировать велосипеды, затем переключились на мотоциклы и, наконец, в 1905 году собрали свой первый автомобиль – легендарную Voiturette A мощностью 7 л.с.
Процесс сборки начинается с «железа»: кузовной цех, многочисленные роботы, которые выполняют наиболее тяжелую и точную работу, специалисты, следящие за процессом и тщательный контроль качества – основа производства.
Параллельно с этим ведутся работы по установке на «тележки» двигателей и трансмиссии.
Есть участки, где необходима «рука человека», но опять же, все процессы проверяются «людьми и машинами», а поэтому уровень некачественной сборки здесь фактически сведен к нулю.
После происходит так называемая «свадьба» - заключительный процесс сборки: готовый кузов автомобиля устанавливают на «платформу».
Производительность сборочного конвейера - 1200 автомобилей ежедневно.
А это – фото уголка отдыха рабочих, место, где «шкодовцы» могут пообедать в перерыве, почитать новости или просто пообщаться друг с другом. Ну, или выпить немного пенного напитка в обед - здесь это позволяют, потому что чехи знают меру ;)
Такие «островки» есть в каждом цехе – на предприятии заботятся о комфорте своих сотрудников.
А это - цех по сборке коробок передач. Здесь, кроме роботов, трудятся около 700 человек.
А вот и готовый автомобиль.
Текст и фото: Алексей Шамарин, CarzClub.ru