Иногда приходится для себя осмысливать неприятные вещи, чтобы можно было бороться с их последствиями. Это не имеет никакого отношения к мотивации - она должна идти следующим шагом, но без первого шага не получится сделать второй.
В 1861-м году в Российской Империи отменили крепостное право. В 1991-м распался Советский Союз и ушла в прошлое система "работы по распределению".
С некоторых пор гражданин имеет полную свободу выбирать работу по душе. Уровень безработицы в современной России невысок: нет необходимости хвататься за любую работу, потому что в очереди за тобой еще сто человек, как было в США во времена Великой Депрессии.
Напротив, даже не обладающий ценной специальностью человек всегда может устроиться кладовщиком в Озон (от 78 тысяч рублей в месяц), автокурьером во "Вкусвилл" (от 70 тысяч рублей), кассиром в "Пятерочке" (от 35 тысяч), а для тех, кому совсем тяжело передвигаться - контролером на КПП (за 40 тысяч в месяц).
Ковидный кризис 2020-го открыл многим работодателям глаза на плюсы удаленной работы, такие как возможность сэкономить на оборудовании рабочих мест и содержании офисов. Так что теперь многое можно делать прямо из дома.
И вот теперь самое неприятное - скорее всего, вы получаете справедливую заработную плату. Ту, которую заслужили.
Если человек знает, что может где-то получать больше, что удерживает его от смены работы? Иногда аргументы все-таки находятся: например, на этой работе прекрасный коллектив. Или до новой ехать далеко. А еще бывает так, что там работать придется больше.
Последнее весьма забавно. Человек, натурально, признает, что на текущей работе он занят меньше, чем был бы на аналогичной должности с повышенной оплатой. Почему же тогда он и получает меньше? А это буржуй его угнетает.
Все эти аргументы сводятся к одному: существует нечто, обладающее дополнительной стоимостью, балансирующее разницу в оплате труда. Это предположение легко подтвердить способом "от противного". Сменили бы вы работу, если бы разница была не 10-20% от зарплаты, а в три-четыре раза? А если в сто раз? Приходится придти к выводу, что нематериальная стоимость, во-первых, существует, а во-вторых, конечна.
Бывают, конечно, люди, которым "и так хорошо". Но тут все просто - раз им хорошо, значит и оплата справедлива.
Не думаю, что можно было бы осудить работника за желание получать побольше, а работать поменьше. В то же время, работодатель имеет противоположное намерение: ему нужно платить поменьше, а работы получать побольше. И это тоже вполне нормально.
В рыночной экономике зарплата определяется законом спроса и предложения: работодатель снижает зарплату на должности ровно до тех пор, пока есть желающие работать за эти деньги. Если желающих нет - он вынужден повышать оплату.
Так и получается, что встречаются работник, желающий получать миллион долларов в месяц, и работодатель, желающий вообще ничего не платить, а ходить в пробковом шлеме с бамбуковой палкой, покрикивая на рабов. И образуется компромисс в виде еще одного рабочего места менеджера за сорок тысяч в месяц.
Хорошо ли, что гражданин 55 лет, не успевший за свою жизнь освоить полезную специальность, может рассчитывать на невысокую зарплату в 30-35 тысяч, которой хватает только на поддержку штанов? Нет, это не хорошо.
Но, к сожалению, это справедливо.