Сначала хотелось бы поздравить всех читателей и подписчиков с этим светлым праздником - Рождеством! Мир всем вашим семьям!
Что касается самого празднования, то традиции у всех свои. Конечно, многолетних традиций, которые бы передавались из поколение в поколение, в нашей стране быть не может по определению - за 70 лет советской власти традиции были задвинуты, утеряны и исковерканы. Если кто и отмечал, то тайком, не привлекая внимания. Некрещенным людям такие праздники были вообще недоступны, полноценно посетить церковь и соблюсти обряды тоже вряд ли получалось.
Если говорить о конце 90х, когда внезапно решили все восстановить и вспомнить, то опять таки это выглядело, как в петровские времена - рубить бороды. носить европейское платье, кушать кофей по утрам. Все то, к чему уже пара поколений людей были неприспособлены. Конечно, вспомнить легче, чем заново научиться, и во многих семьях традиции эти хранились тихонько. Но вот переучить новое поколение граждан, которое сейчас вот растит своих детей и начинает растить внуков, не имея таких знаний, заложенных в их голову с рождения - весьма сложно.
Можно прикинуться, сыграть роль, поверить, что ты делаешь все правильно, но исконной эту традицию уже нельзя назвать.
Пример.,который я хочу привести, был подсмотрен нами при нашем прошлогоднем посещении Йошкар-Олы, столицы республики Марий-Эл.
Хотя христианизация марийцев произошла еще при Иване Грозном, все эти процессы были насильственно насаждаемы и потому окончательно не прижились.
Последний Рюрикович использовал систему пряника при принудительном переходе аборигенов в другую веру - всех членов семьи крещеного марийца освобождали от воинской повинности. Каково? Кто бы даже сейчас отказался воспользоваться от такой меры поддержки?
Конечно, народ валом валил в церковь. Своя рубашка ближе к телу. Присоединенные регионы, подпадавшие под российскую юрисдикцию, были обязаны участвовать в охране государства наравне со всеми, а войн тогда велось немало. Служба простых людей была долгой, рекрутов забирали из семьи в юношеском возрасте, а возвращался этот человек уже за сорок, причем для сельскохозяйственного региона такие вот граждане, не владеющие абсолютно никакими крестьянскими навыками, были бесполезны. Они не справлялись с необходимым объемом работ, не имея опыта и сноровки, которые приобретаются годами. Такой вот отставник был обузой для своей семьи и новую создать ему было трудно (при условии его полной жизнеспособности, а с воинской службы редко возвращались абсолютно здоровыми).
Потому переход в христианство для жителей Марий-Эл был просто прекрасным выходом из положения.
Но по-настоящему традиции из души человека так просто вынуть невозможно, и жители региона продолжали параллельно отправлять свои собственные обряды в священных рощах. Позже эти традиции переплелись и теперь марийцы спокойно отмечают христианские праздники наравне с древними языческими. Они приносят в жертву животное, варят из него традиционную кашу и вкушают ее в своих рощах, что никак не противоречит соблюдению рождественских традиций христианской религии.
Марийцы охотно делятся своими знаниями, особенностями своих национальных праздников с приезжими, нам удалось посмотреть и фильм о традиционном празднике в марийских традициях, и попробовать рождественских блинов - есть и такие. Много интересного узнали о том, как отмечают Рождество наши соседи, каковы их традиции и каким образом они сложились.
Расскажите, а какие традиции Рождества в вашем регионе? Есть какие-то интересные вещи?