Найти в Дзене
DigEd

Как читать книгу: полное руководство Мортимера Адлера

Оглавление

Автор Farnam Street

Это руководство расскажет, как читать книгу, используя классическую схему, предложенную Мортимером Адлером.

К тому времени, когда вы закончите чтение, у вас будет основа для чтения на разных уровнях, которую вы сможете сразу применить.

Давайте возьмемся за книги и изучим следующее:

  1. Как мы учимся читать
  2. То, как вы читаете, соответствует тому, почему вы читаете
  3. Четыре уровня чтения
  • Элементарное чтение
  • Контрольное чтение
  • Аналитическое чтение
  • Синтопическое чтение
  1. Станьте требовательным читателем

Как мы учимся читать

Держу пари, вы уже умеете читать книги. Вас учили в начальной школе.

Но умеете ли вы хорошо читать?

Есть разница между чтением для понимания и чтением для информации.

Если вы похожи на большинство людей, вы, вероятно, не задумывались о том, как вы читаете. И то, как вы читаете, имеет огромное значение для накопления знаний.

Многие люди путают знание названия чего-либо с пониманием.

-2

Хотя это отлично подходит для тренировки вашей памяти, повторение фактов без четкого понимания и контекста мало что дает вам в реальном мире.

Полезная эвристика: все, что легко усваивается, читается для получения информации.

Взгляните на газету, вы действительно узнаете что-то новое? Считаете ли вы писателя своим превосходством, когда речь идет о знании предмета? Шансов, наверное, нет. Это означает, что вы читаете информацию. Это означает, что вы, вероятно, повторяете мнение, которое не является вашим, как если бы вы проделали всю работу.

Так читает большинство людей. Но большинство людей не узнают ничего нового. Это не даст вам преимущества, не улучшит вашу работу и не позволит избежать проблем.

«Выделение и запоминание книги — это буквально переживание ваших разногласий или соглашений с автором. Это наивысшее уважение, которое вы можете ему оказать».
— Эдгар Аллен По

Изучение чего-то проницательного требует умственной работы. Это неудобно. Если это не больно, вы не учитесь. Вам нужно найти писателей, которые более осведомлены в конкретной теме, чем вы. Сокращая разрыв между автором и собой, вы становитесь умнее.

Четыре уровня чтения

Мортимер Адлер буквально написал книгу о чтении.

-3

Адлер выделяет четыре уровня чтения:

  • Элементарное чтение
  • Контрольное чтение
  • Аналитическое чтение
  • Синтопическое чтение

То, как вы читаете, соответствует тому, почему вы читаете

Цель чтения определяет то, как вы читаете. Читать последний роман Даниэллы Стил — это не то же самое, что читать Платона. Если вы читаете для развлечения или получения информации, вы будете читать совсем по-другому (и, вероятно, другой материал), чем чтение для улучшения понимания. В то время как многие люди умеют читать для получения информации и развлечения, немногие улучшают свою способность читать для получения знаний.

Прежде чем мы сможем улучшить свои навыки чтения, нам нужно понять различия в уровнях чтения. Они считаются уровнями, потому что вы не можете перейти на более высокий уровень без твердого понимания предыдущего — они наращиваются.

1. Элементарное чтение

Этому уровню чтения учат в наших начальных школах. Если вы читаете этот сайт, вы уже знаете, как это сделать.

2. Беглое чтение

Нас учили, что беглое чтение и поверхностное чтение вредны для понимания. Это не обязательно так. Эффективное использование этих инструментов может улучшить понимание. Беглое чтение позволяет нам взглянуть на план автора и оценить достоинства более глубокого опыта чтения.

Существует два подвида беглого чтения:

  • Систематический беглый просмотр. Это предназначено для быстрой проверки книги путем (1) чтения предисловия; (2) изучение оглавления; (3) проверка указателя; и (4) чтение оборотной стороны печатного листа. Это должно дать вам достаточно знаний, чтобы понять главы книги, имеющие ключевое значение для аргументации автора. Погружайтесь туда-сюда, но не более чем на один или два абзаца. Беглый просмотр помогает вам прийти к решению: заслуживает ли эта книга большего количества моего времени и внимания? Если нет, то отложи.
  • Поверхностное чтение — это когда вы просто читаете. Не размышляйте над аргументом, не ищите информацию, не пишите на полях. Если вы чего-то не понимаете, идите дальше. То, что вы получите от этого быстрого чтения, поможет вам позже, когда вы вернетесь и приложите больше усилий к чтению. Теперь вы подходите к другому моменту принятия решения. Теперь, когда вы лучше понимаете содержание книги и ее структуру, хотите ли вы ее понять?

Беглое чтение дает вам суть вещей.

Иногда это все, что мы хотим или в чем нуждаемся. Но иногда нам хочется большего. Иногда мы хотим понять.

Узнайте больше о беглом чтении.

3. Аналитическое чтение

Фрэнсис Бэкон однажды заметил: «Некоторые книги нужно пробовать на вкус, другие — проглатывать, а еще немногие — пережевать и переварить».

Вы можете думать об аналитическом чтении как о пережевывании и переваривании. Это делает работу.

Аналитическое чтение – это тщательное чтение.

Если беглое чтение — это лучшее, что вы можете сделать быстро, то это лучшее чтение, которое вы можете сделать за определенное время.

В этот момент вы начинаете задействовать свой ум и углубляться в работу, необходимую для понимания того, что говорится. Я настоятельно рекомендую вам использовать заметки на полях для общения с автором.

Четыре правила аналитического чтения

  • Классифицируйте книги по типу и тематике.
  • С предельной краткостью укажите, о чем вся книга.
  • Перечислите его основные части в их порядке и соотношении и обрисуйте эти части так, как вы обрисовали целое.
  • Определите проблему или проблемы, которые автор пытается решить.

Вы, вероятно, заметите, что, хотя это звучит довольно просто, они требуют много работы. К счастью, беглое чтение, которое вы уже сделали, подготовило вас к этому.

После беглого чтения вы поймете книгу и взгляды автора.

Но это не значит, что вы разберетесь в более широком предмете. Для этого вам нужно использовать сравнительное чтение, чтобы синтезировать знания из нескольких книг по одному и тому же предмету.

Узнайте больше об аналитическом чтении.

4. Синтопическое чтение

Оно также известно как сравнительное чтение, и оно представляет собой наиболее требовательное и трудное чтение из всех. Синтопическое чтение включает в себя чтение множества книг по одному и тому же предмету, а также сравнение и противопоставление идей, словарного запаса и аргументов.

Эта задача выполняется путем определения соответствующих отрывков, перевода терминологии, формулирования и упорядочения вопросов, требующих ответа, определения проблем и обсуждения ответов.

Цель состоит не в том, чтобы достичь общего понимания какой-либо конкретной книги, а в том, чтобы понять предмет и развить свободное владение языком.

Это все о выявлении и заполнении пробелов в ваших знаниях.

Есть пять шагов к синтопическому чтению:

  • Поиск подходящих отрывков. Вам нужно найти правильные книги, а затем отрывки, наиболее соответствующие вашим потребностям. Итак, первый шаг — это беглое чтение всех работ, которые вы определили как релевантные.
  • Понимание терминов автора — при аналитическом чтении вы должны определить ключевые слова и то, как они используются автором. Это довольно просто. Теперь процесс усложняется, поскольку каждый автор, вероятно, использовал разные термины и концепции для формулировки своих аргументов. Теперь на вас лежит ответственность за установление терминов. Вместо того, чтобы использовать язык автора, вы должны использовать свой собственный. Короче говоря, это упражнение в переводе и синтезе.
  • Прояснение вопросов. Вместо того, чтобы сосредоточиться на проблемах, которые автор пытается решить, вам нужно сосредоточиться на вопросах, на которые вы хотите получить ответы. Точно так же, как мы должны установить нашу собственную терминологию, мы также должны установить наши собственные положения, проливая свет на наши проблемы, на которые авторы дают ответы. Важно сформулировать вопросы таким образом, чтобы все или большинство авторов можно было интерпретировать как дающих ответы. Иногда мы можем не получить ответа на наши вопросы, потому что авторы могли не рассматривать их как вопросы.
  • Определение проблем. Если вы задали четкий вопрос, на который есть несколько ответов, проблема определена. Противоположные ответы, теперь переведенные в ваши термины, должны быть упорядочены по отношению друг к другу. Понимание нескольких точек зрения на проблему помогает вам сформировать интеллектуальное мнение.
  • Анализ обсуждения. Самонадеянно ожидать, что мы найдем единственную неоспоримую правду на любой из наших вопросов. Наш ответ — конфликт противоположных ответов. Ценность — это обсуждение, которое вы ведете с этими авторами. Теперь вы можете иметь обоснованное мнение.

Станьте требовательным читателем

Чтение заключается в том, чтобы задавать правильные вопросы в правильном порядке и искать ответы.

Есть четыре основных вопроса, которые вы должны задать каждой книге:

  • О чем эта книга?
  • О чем говорится подробно и как?
  • Эта книга правдива полностью или частично?
  • Что вытекает из этого?

Подробнее о том Как стать требовательным читателем

***

Если все это звучит как тяжелая работа, вы правы. Большинство людей не будут этого делать. Это то, что отличит вас.

Источник