Найти тему
Стёпа, сфоткай меня!

10 простейших приемов композиции для начинающего фотографа.

Композиция в изобразительных искусствах тема неоднозначная и очень спорная. Это целая наука, в одной статье про это не расскажешь. Но кое-что про нее я для себя понял и сегодня хочу поделиться с тобой. Суть этого таинства в гармоничном расположении объектов на фотографии, холсте, листе, столе – да где угодно, главное ГАРМОНИЧНО И КРАСИВО!

Это выразительное средство, художественный прием, такой же как цвет, например, который помогает раскрыть замысел «творца» и показать «непонятливому» зрителю, на что смотреть в первую очередь, а что оставить на десерт.

БОльшая часть правил носит рекомендательный характер и обязательной к соблюдению не является. Многие из них основаны на психологии зрительного восприятия человека и прочих мудрых вещах.

На просторах современного (и не только) изобразительного искусства можно встретить как «академические» образцы, наглядно демонстрирующие соблюдение всех правил композиции, как по учебнику, так и (реже) экземпляры, представляющие собой полную противоположность – как будто нарушено все, что только можно, но, тем не менее, эффектные и интересные. Второй случай – это, скорее, результат долгого и кропотливого труда и делали это люди не понаслышке знающие, что такое композиция.

Подводя итог этого затянутого вступления (которые я так люблю)), скажу, что на начальном этапе слишком погружаться в премудрости расстановки объектов по «фэн-шую» нет смысла, но кое-что заучить все-таки нужно. Прелесть хорошего чувства композиции в том, что оно тренируется само собой, как хороший вкус, чувство цвета, стиля и т.п.

В этом помогает непринужденное воспитание себя, применение простейших правил на первых порах и здоровое «визуальное питание». Позднее ты сможешь строить удачную композицию интуитивно, потому что просто не сможешь по-другому.

А вот и самые простые приемы, которые отлично подходят под нужды нас с вами, как скромных фотолюбителей.

1) Правило третей. Это древний способ создать гармоничное изображение, известный с античных времен, а может и того раньше.

Суть способа – располагать сюжетно важные элементы кадра на пересечениях, либо непосредственно на воображаемых линиях, которые (воображаемо!) делят кадр на 3 равные части горизонтально и вертикально.

Прием простейший и первейший к освоению) Если толком непонятно где именно эти непонятные линии должны быть — их реальное отображение можно включить на большинстве современных фотокамер (что лишний раз доказывает всеприменимость этой фишки). Не переживай, на реальной фотографии полосок не будет;)

2) Качели. Используя правило третей, представляй себе поле кадра как весы или качели. Старайся визуально уравновесить кадр, чтобы не появлялось чувства, что все вот-вот завалится на одну сторону.

Обратись к своим ощущениям! Самый простой способ — взгляд модели в сторону, противоположную расположению ее самой в кадре.

«Уравновешиваем» композицию взглядом…)
«Уравновешиваем» композицию взглядом…)

3) Визуальный вес. Из примера выше, уже понятно, что взгляд, направленный в определенную сторону, уже имеет существенный «вес».

Если смотреть модель будет прямо, или в кадре 2 человека, взгляд которых замыкается друг на друге, а с другой стороны пусто – непременно почувствуется «отсутствие равновесия».

Придется креативить – взять в кадр какой-то объект или картинку на стене, ветку, плакат, что угодно, что позволит уравновесить композицию. Только чтобы не отвлекало от главного.

Уставившиеся друг на друга модели сильно «отяжеляют» левую часть кадра. На помощь приходит ветка дерева)
Уставившиеся друг на друга модели сильно «отяжеляют» левую часть кадра. На помощь приходит ветка дерева)

4) Оставляй свободное место для взгляда и движения. Если модель на портрете смотрит в сторону, то для ее взгляда обязательно нужно оставить свободное место.

Человек, смотрящий в край кадра в упор – это не всегда гармонично и может создавать ощущение некой безысходности и бренности бытия;) Если в кадре присутствует движение (застывшее, разумеется), то по направлению движения тоже нужно оставлять «запас»

5) Проверяй себя на крупном портрете – с первого мгновения твой взгляд должен встретиться с глазами изображаемого тобой человека. Отведи глаза в сторону, потом посмотри еще раз на свою работу.

Твой взгляд уперся в лоб, нос, бровь, ухо? Нужно перекадрировать! Если для исправления ситуации потребуется слегка «подрезать» макушку – в этом нет ничего страшного, а вот подбородок отрезать не стоит ни в коем случае!

Твой собственный взгляд должен четко и сразу попадать в глаза модели!
Твой собственный взгляд должен четко и сразу попадать в глаза модели!

6) Не отрезай людям руки и ноги по суставным соединениям! Может у хирургов и мясников так и принято, но мы – люди искусства!

Разумеется, не обязательно всегда снимать людей целиком, просто выбирать кадрирование нужно таким образом, чтобы край кадра пересекал конечности в месте, близком к середине между 2-мя суставами;)

Тут и так все понятно)
Тут и так все понятно)

7) Если модель смотрит прямо в камеру, то расположение «по центру» - это хороший вариант. Не единственный, просто «хороший» и все)

Центральная композиция — бессмертная классика)
Центральная композиция — бессмертная классика)

8) Не заваливай горизонт! На самом деле, наклонять камеру при съемке можно, для придания кадру большей динамичности, например, но на первых порах лучше этим не увлекаться.

Линию горизонта лучше располагать так же по правилу третей. Либо на верхней, либо на нижней воображаемой линии. И следи за тем, чтобы горизонт не «отрезал» голову (или ее часть) твоей модели. Либо ниже плеч, либо выше головы. Как-то так)

Главные объекты по правилу третей, горизонт не отстает)
Главные объекты по правилу третей, горизонт не отстает)

9) Используй линии и направляющие. Тоже распространенный прием и довольно полезный. Лестницы, дорожная разметка, стены, заборы, все это линии, которые по законам перспективы, в зависимости от угла зрения, сходятся в одной воображаемой точке.

Значит эту точку можно использовать как мишень для взгляда зрителя! А линии станут рельсами, по которым этот взгляд и «доедет» до самой сути твоего шедевра.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы)
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы)

10) Последнее – КОМБИНИРУЙ. Все, что я написал для тебя, применяется вместе и в разных сочетаниях. Например, применять направляющие линии, расположив при этом объект съемки как попало, в каком-нибудь неожиданном углу - будет неправильно. Работая по правилу третей, не забывай про наклон линии горизонта и равновесие.

Передний план из листьев слева служит противовесом, модели по правилу третей, заборчик — направляющая линия.
Передний план из листьев слева служит противовесом, модели по правилу третей, заборчик — направляющая линия.

Остальное ты поймешь самостоятельно и это будет куда интереснее, чем «зубрить» готовенькое!

А теперь, иди снимать;)