Тот факт, что Бог стал Человеком и пришёл на Землю не означает того, что Бог покинул небеса. Мы говорим: «Бог пришёл на землю» и, возможно, слыша эти слова, наш мозг представляет себе, что Бог, живя на небе, потом вдруг покинул небо и пришёл сюда на землю. Это неправильное представление. Иногда мы может так говорить по икономии, однако, на самом деле, это не совсем так.
Безусловно, мы, люди, и вообще все сотворённые сущности двигаемся, у нас есть способность перемещаться в пространстве. Находясь где-то, например, здесь, мы через какой-то промежуток времени оказываемся, например, вот там, у дверей. Происходит наше перемещение в пространстве. И, поскольку происходит перемещение в пространстве, мы не можем одновременно занимать два места. Я буду находиться либо здесь, либо там. И здесь, где я нахожусь сейчас, и там — возле дверей, я одновременно находиться не могу.
Однако, дорогие братья и сёстры, для Бога это правило не действует. Этот физический закон не имеет отношение к Богу, он к Нему не применим. То, что Второе Лицо Святой Троицы — Бог Сын пришёл на землю и стал Человеком, не означает того, что Он перестал находиться и на небе, одесную Отца. Как «везде Сый», как Вездесущий Бог, Он одновременно может находиться и на небе, и на земле. Таким образом, слова «Сшедшаго с небес» из Символа Веры имеют смысл не пространственный, а относящийся к образу действия. Я вам уже объяснял это. Когда мы говорим, что Бог снизошёл на землю, то мы не имеем в виду того, что Бог покинул небеса, что Он покинул престол Отца. Ошибка думать, что то место, на котором Он находился прежде, опустело, и что, находясь здесь, на земле, как Человек, Он покинул то место на небе, где находился прежде, как Бог.
Вы читаете отрывок из третьего тома книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Символ веры. Осмысление". Готовится к печати издательством "Орфограф" в 2023 году.
Мы не имеем в виду того, что Бог пространственно переместился с неба в Вифлеемскую пещеру. Он продолжает находиться и на небе, однако при этом, Он находится и здесь, на земле.
Поэтому смысл слов «Сшедшаго с небес» относится не к перемещению в пространстве, но к образу действия. Иными словами, Бог, ни на секунду не прекращая находиться на небе, облекается в человеческую плоть и является на земле как Человек.
Это первое, что я хотел подчеркнуть сегодня.
Второе это то, что вочеловечивается Божество всецело, полностью. Не вочеловечивается какая-то часть Божества, но Весь Бог вочеловечивается всецело. Давайте поймем это хорошенько. Недопустимо представлять, полагать, что Бог лишь отчасти становиться Человеком, что, якобы, какая-то часть Божественной сущности осталась на небе, а какая-то часть снисходит на землю и становится Человеком. Да не будет! Нет — всё Божество всецело, весь Бог, вся Божественная природа и сущность снисходит на землю и соединяется с человечеством, с человеком, но одновременно — всё Божество всецело продолжает оставаться на небе. Как это можно объяснить? Это тайна. Дорогие братья и сёстры, если бы мы могли это изъяснить, то не называли бы это Таинством. Это тайна, которую невозможно объяснить человеческими законами.
Таинство, о котором я вам только что сказал, описывается в одном из икосов Акафиста. В том икосе, который начинается с буквы омикрон в греческом тексте, говорится: «Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи Неописанное Слово: снизхождение бо божественное не прехождение же местное бысть… »
Мы слышим в храме, как поются эти слова, и многие из нас могут их ежедневно произносить в своей домашней молитве — известно, что каждый вечер вместе с Повечерием многие христиане читают Акафист Пресвятой Богородице — и это очень добрая привычка. Если перевести на простой язык, то в этом икосе говорится следующее: «Весь бе в нижних», — то есть: «Христе мой Ты Весь, Всецело был здесь на земле. "И вышних никакоже отступи Неописанное Слово". Что это значит? То, что весь, всецело придя на землю, Ты одновременно нисколько, даже ни на чуточку не отступил вышних, то есть, не покинул неба.
Как раз об этом мы только что и говорили с вами. И далее, составитель Акафиста объясняет, как и почему такое возможно. «Снисхождение бо Божественное», то есть то что произошло, это было божественным снисхождением, «не прехождение же местное бысть». То есть, не произошло никакого "местного", связанного с местом и пространством изменения, иными словами, не произошло никакого перемещения в пространстве.
Будем очень внимательными, дорогие братья и сёстры: когда Христос пришёл сюда, на землю, и жил на ней, как Человек, Он тоже подчинялся физическим законам. То есть, Он не мог одновременно быть и в Иерусалиме, и в Иерихоне, и Капернауме. Как Человек, Он, как и все люди, тоже был только в каком-то одном месте пространства, однако при этом, как Бог Он был Вездесущим, то есть, одновременно находился везде.
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь