Найти тему
Анна Бердникова

Чтение - всему голова

Сын 13 лет учится без особого желания. Как-то выполняет школьную программу, мог бы и лучше, но речь сейчас не об этом. Больше всего меня расстраивает, что он не читает. Не видит в этом смысла. А ведь чтение – основа всего образования. Было бы замечательно повысить в принципе учебную мотивацию, но программа минимум – это начать читать.

Из рабочего процесса.

Думаю, Вы правы, когда предлагаете поднимать учебную мотивацию, начиная с чтения. Оно лежит в основе всего. Но его стимуляция сталкивается с рядом препятствий на сегодняшний день.

Традиционно чтение имеет три функции:

1. Развлечение

2. Информирование

3. Развитие.

Чтение - довольно трудоемкий процесс и многие школьники сейчас не успевают научиться читать так быстро, чтобы получать удовольствие и наслаждаться кинематографичностью текста - видеть за буквами картины, которые рисует автор книги. Развлекается современный ребенок уже готовым видеоконтентом, который не нужно самому извлекать из текста. В любой момент можно открыто Тик-ток или Ютуб - видео на любой вкус развлекать может до бесконечности. Поэтому очень малое количество детей читает сейчас для удовольствия.

Информирование как извлечение фактов переживает нечто похожее с развлечением. Достаточно сказать: Алиса...? И получить ответ на любой вопрос, оставим пока за скобками качество ответа, соответствующее качеству вопроса. Ведь правильно поставленная задача содержит половину решения. Подросток часто не может четко сформулировать вопрос, чтобы получить требуемый ответ.

До развития зачастую не доходит вовсе, независимо от возраста. Развитие в процессе чтения - это готовность, возможность устанавливать, проверять, исследовать логические связи между объектами, фактами, процессами и событиями.

Все эти направления не изолированы, они зачастую пересекаются. Наверное, даже хорошо, что они пересекаются. Например, физическую географию специально по учебнику, вероятно, не учил никто из моих сверстников, если читал романы Ж. Верна.

Есть еще одно существенное различие школьника прошлого и настоящего: 30-40 лет назад школьнику можно было сказать: учи, тебе когда-нибудь это пригодится. Современный школьник твердо уверен, что он знает, что практически все, чему его в школе пытаются научить, а зачастую и дома, это лишнее, ему не пригодится. Русский учить ни к чему: ворд все правит; география тоже не нужна – туроператор все сделает; история вообще – кучка древней пыли, к тому же непонятно кем, из какой позиции написанная; для математики есть калькулятор… А то, что в работе с фактами и информацией происходит изменение, развитие личности донести удается не всегда, что обучение помогает формировать такого человека, каким ты хочешь стать. В идеале неплохо бы было это знать, чтобы быть хорошим заказчиком качественных образовательных услуг.

Пора уже от теоретического вступления переходить к практическим размышлениям, которые из него вытекают. Давайте подумаем, в чем сейчас сын нуждается таком, что можно получить через чтение? Вы говорите о возможной склонности к программированию, может ли он нуждаться в информации о людях, которые успешно занимались программированием, об областях, куда приложимо знание и умение в области программирования, футурологические прогнозы: куда идет программирование, что в нем наиболее интересно и перспективно?

Подростка в чтении может пугать объем текста, поэтому начать читать можно не с монографий, а тематических заметок и статей. Дополнительный вес такому чтению может придать следующее за чтением интересное обсуждение прочитанного в дружеском ключе. Когда, получается, что ребенок читает, чтобы вести интересный диалог с родителями, пользоваться их уважением и вниманием на равных. А если результатами обсуждения с родителями можно поделиться с друзьями и получить + к авторитету, это тоже мотивирует.

Лучше Вас никто не знает Вашего мальчика, что скажете?

Можно посмотреть фильм «Большой» с Томом Хэнксом и обсудить, к примеру с позиции: это, конечно, хорошо, заглянуть в будущее, но и предположить, что нужно, тоже бывает полезно. Или поговорить о том, как и какими своими умениями Том распорядился, неожиданно став взрослым. А как еще мог распорядиться. А как бы и чем ты мог распорядиться, оказавшись на месте персонажа Тома?