Найти тему
РИА Новости

"Непраздный вопрос". Будет ли у православных и католиков единый календарь

Оглавление
   Рождественская служба в Храме Владимирской иконы Божьей Матери в селе Давыдово © РИА Новости / Илья Питалев
Рождественская служба в Храме Владимирской иконы Божьей Матери в селе Давыдово © РИА Новости / Илья Питалев

К двум праздникам Рождества — до и после Нового года — в России давно привыкли. Все из-за разницы календарей. Поэтому постоянно возникает вопрос унификации. О том, насколько это перспективно, — в материале РИА Новости.

У каждого свой стиль

Расхождения в летоисчислении были в России практически всегда. У древних славян, например, год начинался 1 марта. С принятием христианства в X веке новолетие сдвинулось на 1 сентября — как в Византии, от которой крестилась Русь. А отсчет времени там вели от сотворения мира.

В народе же по-прежнему придерживались мартовского стиля. Навести порядок взялся московский князь Иван III: в 1492-м он повелел праздновать Новый год по-византийски. Главная причина была экономическая — осенью был единый день сбора податей с населения.

Два века спустя царь-реформатор Петр I перевел российское летоисчисление на европейские рельсы — ввел юлианский календарь. После 31 декабря 7208-го от сотворения мира в стране наступило 1 января 1700-го от Рождества Христова. Эта система просуществовала триста лет.

А после Октябрьской революции советская власть приняла григорианский календарь. Им с XVI века пользовалась католическая церковь, а позже — и вся Европа. По декрету Совнаркома даты сдвинули почти на две недели вперед. А чисел с 1 по 13 февраля в 1918-м официально не было.

Остались при своих

Инициативу ленинского правительства не поддержала РПЦ. В результате появились старый Новый год и два Рождества — православное и католическое.

   Декрет Совнаркома 1918 года о переходе на григорианский календарь © Фото : Public domain
Декрет Совнаркома 1918 года о переходе на григорианский календарь © Фото : Public domain

"Церковь как жила непрерывным календарем в течение тысячелетий, так и продолжила жить. Просто советская власть в 1918-м сказала: "Теперь у вас будет не 25 декабря, а 7 января", — объясняет церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.

Русская православная церковь по-прежнему отмечает Рождество Христово 25 декабря — по юлианскому стилю. Но для прихожан, живущих по григорианскому календарю, это 7 января.

Номинально католики и православные празднуют одновременно. Фактически — с разницей в две недели.

Курс на сближение

Ввести единую систему летоисчисления пытались не раз.

"Задолго до большевиков с подобной инициативой выступили российские и зарубежные католики — в 1870-1880-х", — отмечает ватиканист Алексей Юдин.

   Рождественская месса в соборе Непорочного зачатия пресвятой девы Марии в Москве© РИА Новости / Антон Белицкий
Рождественская месса в соборе Непорочного зачатия пресвятой девы Марии в Москве© РИА Новости / Антон Белицкий

Но Святой престол это не поддержал.

Шаги к унификации совершали и православные. В 1923-м в Стамбуле состоялся собор восточных церквей, созванный константинопольским патриархом Мелетием IV. Обсуждали, в частности, проблему летоисчисления. В итоге, чтобы не жить по "исходящему от католического папы" календарю, приняли собственный — новоюлианский.

"Там праздники, которые приходятся каждый год на один и тот же день, совпадают с григорианским. А Пасха и связанные с ней торжества отмечают по юлианскому", — говорит Первозванский.

В течение XX века большинство православных церквей перешли на новоюлианский календарь. Патриарх РПЦ Тихон тоже его ввел — 15 октября 1923-го. Но через три недели, 8 ноября, отменил свое же решение — из-за возмущения духовенства и прихожан.

Вариантов много

Споры о календарях продолжаются. Порой высказывают весьма любопытные идеи.

   Патриарх московский Тихон © Фото : Public domain
Патриарх московский Тихон © Фото : Public domain

Например, православный богослов Андрей Кураев предлагал сделать для всех церквей единую дату празднования Рождества — 31 декабря. Ведь, по его словам, сейчас возникает парадокс: Новый год наступает либо на неделю раньше, либо позже, а временная шкала у нас ведь от "рождества Христова".

Однако в целом, отмечают эксперты, страсти вокруг этой проблемы улеглись.

"Призывы католической церкви стали по большей части формальными. Там понимают: для восточного христианства все, что связано с традицией, имеет принципиальное значение", — подчеркивает Алексей Юдин.

На это указывают и православные священники. И добавляют: большая часть инициатив по унификации имеет под собой практические основания.

"Когда светский мир начинает новогодние гуляния, в Церкви продолжается строгий Рождественский пост. Конечно, это неудобно: Рождество не нужно отмечать после Нового года", — объясняет Максим Первозванский.

   Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя© РИА Новости / Сергей Пятаков
Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя© РИА Новости / Сергей Пятаков

Подавляющее большинство духовенства и мирян придерживаются старого стиля, продолжает священник. При этом строгого запрета отмечать рождение Спасителя 25 декабря в РПЦ нет.

"Например, если православный оказался за рубежом — в католической стране. Естественно, он вправе разделить радость общего для всех христиан торжества", — уточняет отец Максим.

Жить с разными системами летоисчисления — не проблема. А обсуждение календарной унификации, считают священнослужители, полезно: это помогает лучше понять отношение людей к Богу и церковным праздникам.