Найти тему
Тёмный историк

Сколько китайцев было в Красной Армии?

Гражданская война в России стала масштабным многонациональным конфликтом. С одной стороны, она вытекала из Первой мировой, так что в противостоянии приняли участие многочисленные державы, со своими контенгентами.

Одновременно образовались новые республики-лимитрофы, на обломках Российской империи. Наконец, сама Россия была многонациональной державой, с большим числом «диаспор»: немецкой, еврейской, греческой, китайской и т.д.

Передовица советской газеты «Беднота» от 30 мая 1918 года и белогвардейский плакат, на котором видны китайцы.
Передовица советской газеты «Беднота» от 30 мая 1918 года и белогвардейский плакат, на котором видны китайцы.

Очень интересен региональный «уровень» Гражданской, в которой часто на расстановку сил влияли настроения «местных» (горцев, татар, башкир, калмыков и т.д.). Эти настроения могли обеспечить той или иной стороне преимущества в борьбе. А если ещё вспомнить о том, что Россию наводнили пленные... В общем, это был настоящий «котел национальностей», где китайцы могли воевать с англичанами и американцами, чехи и словаки — с венграми и немцами и так далее.

Участие китайцев в Гражданской войне — явление любопытное. С одной стороны, были красные «китайцы-интернационалисты». С другой стороны, у белых тоже были свои китайцы, хотя и в меньших количествах. Кроме того, китайские войска принимали участие в Интервенции. Но именно «красный китаец» стал одним из героев в белой агитации, наравне с латышами и евреями.

Мы точно знаем, что китайцев до Революций в России было не менее 200 тысяч человек, может ещё больше. Китайских мигрантов в качестве дешевой рабочей силы использовала Российская империя.

Слева командир Владикавказского китайского батальона Пау Ти-сан, справа командир Тираспольского китайского батальона Сан Фу-ян.
Слева командир Владикавказского китайского батальона Пау Ти-сан, справа командир Тираспольского китайского батальона Сан Фу-ян.

«Согласно данным Cоюза китайских рабочих, только за годы Первой мировой было ввезено около 60 тысяч человек. А. Г. Ларин опубликовал сведения, согласно которым с января 1915 по апрель 1917 года по железной дороге было ввезено 159 972 китайцев...» (с) Р. Г. Гагкуев, Юйсинь Чжан. Китайские добровольцы в Гражданской войне в России: между красными и белыми.

В революционный период многие китайцы поспешили обратно на родину (к осени 1918 года уехало не менее 40 тысяч), но скоро сей процесс был прерван Гражданской войной и Интервенцией.

На самом деле вопрос о численности китайцев в Гражданской войне, даже с красной стороны, (где документооборот был более упорядочен) весьма сложный и единого ответа на него не существует. Почему?

Во-первых, всё равно не все документы по частям сохранились. Во-вторых, таких частей было создано много в разных городах, часть из них являлись «партизанскими». Некоторые уничтожались в ходе боевых действий, прочие отправлялись на переформирование. Наконец, китайцы в РККА воевали как в составе особых «интернациональных» частей (причем не только китайских), так и в некоторых «обычных» частях РККА.

Китайцы в РККА, период Гражданской войны.
Китайцы в РККА, период Гражданской войны.

«До конца 1918 года из китайцев были сформированы два полка и три батальона в Воронежской губернии, два батальона в Луганске и Харькове, один отряд в Москве, два полка и четыре батальона в Перми, два отряда в Петрограде. В этих новых частях Красной Армии было свыше 5000 китайских добровольцев...» (с) О. А. Некрасов. Китайские части и подразделения в составе Красной Армии.

Довольно много китайских отрядов было также сформировано на Урале (где было много рабочих-китайцев), немало китайцев было среди партизанских отрядов в Сибири и на Дальнем Востоке (китайцы против японцев, «классика»). Кстати, хочу ещё заметить, что многие такие китайцы были гражданами России (особенно на Дальнем Востоке).

«Китайский след» заметен на практически каждом фронте Гражданской войны. Они воевали преимущественно небольшими отрядами, от 200 — 300 до пары тысяч человек. Отличались надежностью (деваться им было некуда). Поскольку точная цифра китайцев в РККА вряд ли когда будет известна, я вам назову самые большие и самые малые цифры, которые только видел.

Командный состав китайского батальона В центре в белом — Жэнь Фучэнь (красный командир, воевавший на Урале).
Командный состав китайского батальона В центре в белом — Жэнь Фучэнь (красный командир, воевавший на Урале).

Самая малая цифра, даже менее упомянутых пяти тысяч, это китайцы в переписи августа 1920 года по РККА: 2236 человек (А. Б. Асташов. Социальный состав Красной Армии и флота по переписи 1920 года.). Здесь, конечно, нужно учитывать, что к тому периоду большая часть Гражданской уже была «позади». Надобность в «интернационалистах» отпадала, сами они зачастую отправлялись домой. Кстати, латышей согласно данным той переписи было гораздо больше к 1920 году, почти 17 тысяч человек.

Перехожу к более усредненным оценкам. Причем это, как ни странно, советские источники. Они говорят о 30 — 50 тысяч китайцев за весь период Гражданской войны (смотрите, например, сборник «Китайские добровольцы в боях за Советскую Россию» или «Интернациональные части Красной Армии в боях за власть Советов...»).

Наконец, самые «мощные» оценки доходят до 100 тысяч и выше (в комментариях мне как-то писали про 200 и даже 300 тысяч, правда без доказательств), в основном это белоэмигрантская публицистика или эмоциональные статьи журнала «Огонек», без ссылок на какие-либо источники. Такой вот веселый разброс, от 2 до 100 с лишним тысяч) Разумеется, истина, как всегда, где-то посередине. Современные исследователи делают акцент не на численности китайцев, но на том, что они представляли из себя относительно надежный и боеспособный, сплоченный контингент.

Ещё один белый плакат.
Ещё один белый плакат.

«Боевая ценность частей из китайцев заключалась не в их большой суммарной численности, а в возможности для командования опереться на них в моменты кризисов на фронте и в тылу, использовать для подавления восстаний и «борьбы с контрреволюцией».

«Роль интернационалистов повышалась каждый раз, когда возникали кризисные явления на тех или иных фронтах, что требовало неоднократной переброски таких частей». Китайцы были едва ли не самыми зависимыми от большевиков бойцами. Дезертировать им было некуда, затеряться среди населения — невозможно, перейти на сторону противника — опасно...» (с) Р. Г. Гагкуев, Юйсинь Чжан. Китайские добровольцы в Гражданской войне в России: между красными и белыми.

Можно сказать, что у белых первоначально главной ударной силой такого «иностранного типа» были чехословаки. Правда, я вижу некую разницу: чехи подчинялись не белым, но Антанте. И имели возможность уехать, что в итоге и сделали, предварительно угнав белые паровозы и сдав «Адмирала» Политцентру. Вообще, в белой публицистике и прессе были очень сильны надежды на «иностранные штыки», полностью все-таки не сбывшиеся (настоящей полномасштабной интервенции милионными армиями не произошло, хотя многие белые были только за).

Красные интернационалисты и чехословаки — временные союзники белых.
Красные интернационалисты и чехословаки — временные союзники белых.

В любом случае, иностранные контингенты у белых противникам большевиков не подчинялись, они были силами своих правительств. Напротив, китайцы в РККА были абсолютно лояльны большевикам, бежать им было некуда, своего альтернативного руководства они не имели, интересы Китая не представляли (будучи оторванными от него и находясь в кольце «белых фронтов»).

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!

Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.