Найти тему
Живая Школа

Сам себе коуч. Как себя мотивировать? Или ключ к ларцу Воли.

"Я не могу управлять направлением ветра, но всегда могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели".

Оскар Уайльд.

Как было бы хорошо, если бы действие одной цитаты или мотивирующей картинки могло оказать влияние на наше с вами поведение.

В чем проблема? Почему не работает?

Давайте сначала разберёмся в том, как работает наше поведение и кто им управляет.

Поведение человека - это комплекс телодвижений, действий, операций и поступков, основанных на работе ума и разума человека.

* Если хотите подробнее узнать о работе ума и разума, обязательно посмотрите мой вебинар "Эффективный разум":

Отчасти наше поведение продиктовано природой: рефлексами и инстинктами. Они не так сильны, как у животных, но перебороть их у нас редко получается.

Речь идёт и про пищевые инстинкты ( ем, когда дают), и про поисковые инстинкты (автоматически ищу глазами ракушки на пляже), и про инстинкт самосохранения, порождающий страхи и желание закрыться в своей зоне комфорта).

-2

Все остальные составляющие поведения продиктованы обучением, то есть поиском, обработкой и закреплением жизненного опыта. В детстве нас научили есть, умываться, писать и пр. Обратите внимание, например, на то, как вы чистите зубы. Мало кто отдаёт себе отчёт в том, насколько качественно почистил ту или другую сторону. Чаще всего мы действуем "на автомате" - как научились когда-то.

Собственно, результатом обучения формата "повторюшки-дядихрушки" являются привычки.

А есть и другое обучение - то, что затрагивает наши функции критического , аналитического, творческого мышления и функцию воли. Здесь недостаточно видеть и повторять, тут как раз и нужен разум (животные так не умеют) - воспринимать опыт, выявлять полезное знание, обрабатывать его (связывать с известным, оценивать, выстраивать эмоциональное отношение) и закреплять путем применения, запоминания, синтеза собственной мысли.

Когнитивные функции - те процессы, что позволяют нам познавать мир=обучаться (память, внимание, речь, воля, мышление) - вместе гораздо сильнее, чем порознь.

Так само по себе запоминание (функционирование памяти) превращается в технический акт (операцию), если не подкрепляется мышлением, речью и вниманием).

Так Воля в кооперации с другими функциями позволяет добиться большего результата.

Думаю, здесь как раз и кроется ответ на вопрос: "Почему главной действующей силой образования является ученик?".

Односторонний процесс воздействия учителем на ребёнка или взрослого с целью обучения не даёт хороших результатов. Эффективно человек воспринимает, запоминает и закрепляет то, что ему важно, с чем он согласен - то, что хочет.

Воля играет огромную роль в поведении человека: помогает обучаться, размышлять, принимать решения, действовать.

Воля - это сказать себе "Надо" и сделать.

Воля - это внутренняя сила человека.

*Тут ещё хочется вспомнить про силу духа - но это в другой раз.

Безвольным - помыкают,

безвольного - не слушают,

безвольному - не хотят помогать.

Воля активизируется путем верной мотивации. А мотивация (способность себя подтолкнуть к действию) создаётся путем использования верных мотивов (внутренние факторы и механизмы) и стимулов (внешних факторов).

Стимул - в переводе с древне-римского это палка, которой бьют непослушного осла. В современном мире стимулами для нас становятся "дедлайны", "штрафы", "подарки" и многое другое.

А вот пути к пониманию своих возможных мотивов нам указал Абрахам Маслоу и те, кто позже сформировали его теорию в пирамиду.

-3

Кроме описанных Маслоу мотивов можно выделить и заложенные природой и воспитанные с детства в нас механизмы мотивации:

  • любопытство (тяга к исследованиям, отрыванию лап лягушкам и разбиранию папиных часов, собиранию паззлов и поиску лекарств от рака)
  • творчество (тяга к самовыражению через действия, направленные на создание чего-то нового, красоты - рисунки на обоях и роспись Сикстинской капеллы, вбивание в пол гвоздей и создание криптовалют)
  • соревнование (тяга к преодолению трудностей ради победы - над другим человеком, над самим собой, над временем, над природой - самые большие финансовые пирамиды, самый длинный прыжок, пластические операции).

Важно упомянуть, что когнитивные функции развиты у всех людей по-разному, опыт жизни - разный, воспитание - разное. Поэтому мотивирование себя к богатству (если это ваша цель) путем постановки дедлайнов, побед над соседом и покупкой самых дорогих галстуков может как стать вашим Ключом в ларцу Воли, так и привести к финансовой яме и кризису, потому что ваши ключи совершенно иные.

-4

Цель: создать идеальный ключ (Мотивацию) к ларцу (Воля).

Выбирать из готовых ключей неэффективно.

Нужно создать свой: взять форму (мотивы), залить в них сплав (механизмы мотивации и стимулы), остудить, проверить на практике.

Со временем "ключ" придёт в негодность, или сам "ларец" изменится с возрастом и с опытом. Значит пора будет создавать новый.

А теперь, когда информация увлеклась, время подумать о ваших ключиках. Из чего планируете отливать?