«1899» - кино, стоящее во всех отношениях. Сделанное европейцами, оно резко контрастирует с банальными голливудскими безобразиями. Здесь радуют глаз не только аутентичные лица, но и глубина, многослойность и очевидная связь с мировым кинематографом.
На мой взгляд, весь сериал напичкан метафорами (удачными!), да и сам является метафорой. Чего стоит только центральный символ – грандиозное судно посреди океана. Психологи рыдают и заламывают руки от экстаза! «1899», безусловно, глубоко психологичное кино, без обмана. Наверное, именно поэтому его закрыли после первого сезона. Слишком уж много интеллекта вложено в это творение. Для массового зрителя очевидный перебор. Однако, на мой взгляд, одного сезона для него вполне достаточно. Не сомневаюсь, что авторы придумали бы какое-нибудь любопытное продолжение, достойное во всех отношениях, но сам по себе первый сезон – уже законченное произведение искусства.
Обертка сериала – это вроде бы научная фантастика, но разворачивается действо в чисто психологическом (если не сказать, эзотерическом) измерении. Это кино про измерения души, про путешествие по глубинам бессознательного. Герои переходят из одного сна в другой, пользуясь древними символами и, порой, ультрасовременными средствами. Здесь есть весь инструментарий сновидения, о котором можно только мечтать: двери, трюмы, подземные переходы, архетипические проводники, туман и прочее. Сам корабль представляется блестящей метафорой мира, эдаким дрейфующим Вавилоном, где герои говорят на всех языках мира. В оригинале это смотрится особенно здорово, когда датский, китайский, французский и немецкий сливаются в единый человеческий гомон. Китаянка на удивление ясно понимает поляка, в то время как французская супружеская пара не может найти общий язык.
Отсылки к мировому кинематографу очень ярко высвечивают уровень, на который замахивались авторы сериала: от бессмертного «Броненосца «Потемкина»» до «Матрицы», до, простите, Бергмана, - здесь использован самый изысканный набор цитат. Одним словом, немцы показали товар лицом. В первое мгновение у меня возникли подозрения, что авторы покусились на Вильгельма Гауфа и его «Корабль Мертвецов», но они пошли еще глубже. Стоит отметить и наличие ярких женских образов. Вообще, как ни странно, это до сих пор является проблемой. Никакие достижения феминизма не спасают кино от клише, недоразвитых героинь и скучных женских образов. Это кино со всей уверенностью можно назвать гимном феминизму (в хорошем смысле).
Конечно, не обошлось без модной повестки, но, в целом, ее можно легко проигнорировать, учитывая все перечисленные достоинства. В качестве резюме, если вы не боитесь нырнуть в поистине юнгианские глубины бессознательного и порыться в коллективных кошмарах (которые смотрятся весьма актуально в наше турбулентное время), смотрите «1899». В этом фильме каждый сможет выловить на дне собственную жемчужину.