Найти в Дзене
Сергей Васильев

Забытая дата: 7 января в России отмечался день победы над Наполеоном

День победы в войне 1812 г. отмечался на Рождество (25 декабря по старому стилю, 7 января — по новому). В ХХI веке дата практически забыта. Праздновали его вплоть до 1916 года, и многое было похоже на то, что мы видим теперь. 25 декабря 1812 г., когда последние остатки армии Наполеона были изгнаны из России, император Александр I издал Манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского». Потом были заграничные походы русской армии 1813−14 гг., завершившиеся занятием Парижа русскими и союзниками по антифранцузской коалиции. 30 августа 1814 г. Александр I повелел: «Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесети язык» (прим.: то есть еще двух десятков народов, представители которых входили в состав Великой армии Бонапарта). Так вот

День победы в войне 1812 г. отмечался на Рождество (25 декабря по старому стилю, 7 января — по новому). В ХХI веке дата практически забыта. Праздновали его вплоть до 1916 года, и многое было похоже на то, что мы видим теперь.

25 декабря 1812 г., когда последние остатки армии Наполеона были изгнаны из России, император Александр I издал Манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского». Потом были заграничные походы русской армии 1813−14 гг., завершившиеся занятием Парижа русскими и союзниками по антифранцузской коалиции. 30 августа 1814 г. Александр I повелел: «Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесети язык» (прим.: то есть еще двух десятков народов, представители которых входили в состав Великой армии Бонапарта). Так вот и получилось «два в одном» — и день победы, и Рождество. В годовщину нужно было совершать благодарственное молебствие с коленопреклонением и звонить в колокола в память о героях войны.

-2

В 1912 г. Император Николай II, в празднование 100 летия Победы в войне 1812 года, захотел придать празднику «значение общенародного торжества». Причем на сей раз, чтобы отделить праздник от Рождества, его назначили на годовщину Бородинского сражения — 26 августа. В местах боевой славы русской армии (Смоленске, Полоцке…) были открыты памятники прославленным воинам; отчеканили памятные медали для императорской фамилии и частей армии, участвовавших в войне, издавались памятные открытки и книги о войне 1812 г., началась работы над созданием в Москве Музея 1812 года. У Бородинского поля прошли основные торжества с участием императора Николая II и множества гостей (в том числе с французской стороны).

После революционных событий 1917 года праздник Великого Дня Победы был отменен. Лишь в отдельных храмах по инициативе священников служились установленные молебны. Но сам день победы над Наполеоном словно забыли.

Память о победе в Отечественной войне 1812 года оказалась вытеснена в народном сознании победой в гораздо более разрушительной и кровавой Великой Отечественной войной 1941-1945 годов.

В современной России на законодательном уровне «День победы в войне 1812 года» не закреплен, хотя в законе о днях воинской славы значится Бородинское сражение, в котором наши войска проявили невероятное мужество. В память о них, как и ранее в московском храме Христа Спасителя, который изначально был построен в память о победе в войне 1812 года, молебны в память о воинах и жертвах французского нашествия.

-3

В последние годы время от времени звучат предложения возродить традицию всенародного празднования победы 1812 года. Быть может, вскоре к нам вернется и этот «День победы».