Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Русская музыкальная пятерка

Как некоторые читатели уже поняли из названия, в моей заметке речь пойдет о группе русских композиторов XIX века, известной под названием “Могучая кучка” (за границей “Русская пятерка”). Я расскажу не только об их творчестве, но и о роли, которую они сыграли в развитии русской культуры и ее популяризации за границей.

Краткая предыстория русской классический музыки

Родиной классической музыки, так же, как и оперы, считается Италия. Вскоре она распространилась по Европе: лишь Франция и Австрия подарили нам множество талантливых композиторов. Однако долгое время музыкальные традиции, сложившиеся в Европе, не выходили за ее пределы, о российских же композиторах там и не слышали. Бах, Бетховен, Моцарт известны на весь мир, их произведения не сходят с лучших сцен мира. Но знает ли мировая публика о Бортнянском или Алябьеве?

Русская музыка того времени находилась в зачаточном состоянии. Долгое время считалось, что настоящая опера может быть написана лишь на итальянском языке, и что немецкий, или, тем более, русский язык звучит слишком грубо для утонченной музыки. Русские композиторы того времени были самоучками либо обучались у европейцев. Их музыка, соответственно, металась между двумя крайностями: излишне тяготела к итальянским корням или к обычной народной музыке. В одно и то же время ей не хватало и национальной идентичности и академичности.

Человеком, который положил этому конец, стал Михаил Иванович Глинка. Подобно Пушкину в литературе, Глинка считается основателем русской классической музыки. Еще в детстве он брал уроки музыки у видных европейских музыкантов, а после окончания Благородного пансиона, где одним из его учителей был небезызвестный Кюхельбекер, юноша принимает решение посвятить себя музыке. Во время своих путешествий по Европе он углубленно изучает музыкальную науку, а также общается с такими композиторами, как Беллини и Доницетти.

А.С. Пушкин и М.И. Глинка вернули русскую самобытность в литературу и в музыку
А.С. Пушкин и М.И. Глинка вернули русскую самобытность в литературу и в музыку

Вернувшись в Россию, Глинка принимается за создание первой русской национальной оперы. В качестве сюжета была выбрана легенда о Смутном время: крестьянин по имени Иван Сусанин, пожертвовав собой, завел польское войско в дремучий лес, и тем самым спас царя Михаила Романова. Как вы, наверное, поняли, эта опера – “Жизнь за царя”, в советское время сменившая название на “Иван Сусанин”. Ее премьера состоялась в 1836 г. на сцене Петербургского Большого театра и имела огромный успех.

Более поздняя иллюстрация к опере
Более поздняя иллюстрация к опере

“Жизнь за царя” является настоящим шедевром, производящим впечатление на любого слушателя. Музыка жива и ярка, а сюжет и мотивы, использующиеся в опере, близки и понятны любому русскому человеку. Можно подметить интересную деталь: противостояние европейскому влиянию в музыке, олицетворением которого стал Глинка, является центральной темой оперы, в которой демонстрируются как русские мотивы, так и польские танцы.

Став первой настоящей крупной формой, написанной русским композитором, опера проложила дорогу для последователей Глинки, творцов из следующего поколения. Благодаря его влиянию создавалась русская вокальная и композиторская школа. В первую очередь Глинка сумел доказать, что русский язык и русская музыка ничем не хуже европейской, и совсем скоро по его стопам пойдут новые композиторы.

Милий Балакирев. Создание “Могучей кучки”

М.А. Балакирев
М.А. Балакирев

Милий Алексеевич Балакирев родился в 1837 году в дворянской семье, мать обучала его игре на фортепиано. Хотя Милий и не получил фундаментального музыкального образования, он брал частные уроки. Окончив Нижегородский дворянский институт, он уезжает в Казань, где состоит вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. В это время он сочинил свои первые произведения, а также продолжал оттачивать музыкальные навыки, занимаясь непрерывным самообразованием.

В 1855 г. Балакирев уезжает в Санкт-Петербург, где встречается с самим Глинкой. Тот убеждает молодого музыканта посвятить себя сочинению национальной музыки. Прославившийся как пианист-виртуоз Балакирев станет активным участником музыкальной жизни столицы, будет посещать многочисленные кружки и собрания. На одном из них в 1856 г. он знакомится с молодым инженером Цезарем Антоновичем Кюи, между ними завязывается дружба. Тут и начинает проявляться чрезвычайно важное для моего рассказа свойство Балакирева: он был отличным наставником. Кюи, для которого музыка выступала в роли хобби, под руководством своего нового знакомого написал свои первые сочинения.

В 1857 г. на очередном музыкальном собрании Кюи знакомится с Модестом Петровичем Мусоргским, гвардейским офицером, и представляет его Балакиреву. Мусоргский, занимавшийся музыкой в свободное время, начинает брать у того уроки, завязывается еще одно знакомство, начинает формироваться новый музыкальный кружок.

Слева — военный инженер Кюи, справа — офицер Преображенского полка Мусоргский. Найдите композиторов на фото.
Слева — военный инженер Кюи, справа — офицер Преображенского полка Мусоргский. Найдите композиторов на фото.

Николая Андреевича Римского-Корсакова привел в кружок его педагог, Ф.А. Канилле, музыкальный педагог, увидев одаренность своего ученика. Тот выпустился из Морского Кадетского корпуса и брал уроки музыки, несмотря на запрет старшего брата.

Наконец, в 1862 г. на одном из музыкальных вечером Балакирев и Кюи знакомятся с молодым врачом Александром Порфирьевичем Бородиным, с которым Мусоргский впервые познакомился в военном госпитале еще 6 лет назад. Вот и получилась пятерка русских композиторов.

В 1867 г. Балакирев отправляется в Чехию, чтобы руководить постановкой опер Глинки. Концерт имел большой успех, в честь славянских стран было решено дать еще один концерт, подготовкой к которому и занялись члены объединения. Балакирев написал “Увертюру на чешские темы”, Римский-Корсаков – “Фантазию на сербские темы”, и в том же году “Славянский концерт” состоялся с огромным успехом. Литератор и художественный критик Владимир Стасов, друг композиторов, в своей статье о концерте отметил, “сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов”. С его подачи название “Могучая кучка” закрепилось и закрепилось не только в умах современников, но и в мировой истории.

Вклад Балакирева в развитие его подопечных был колоссальным. Ни один из них не являлся музыкантом по профессии, но под руководством Милия Алексеевича они не только не бросили занятий музыкой, но и раскрыли свои таланты во всей красе. Трудно переоценить его вклад в развитие русской музыкальной культуры.

Творчество и жизнь деятелей “Могучей кучки”

Балакирев считал своим долгом продолжать дело Глинки и писать музыку исконно русскую, и ученики полностью разделяли его убеждения. В качестве основы для своих произведений они брали исторические сюжеты, сказки, былины. Не стеснялись они и совмещать большую музыку с народными мотивами и песнями, изящно вплетая их в свои композиции. Для сбора фольклора ими устраивались целые экспедиции, кучкинцами было издано несколько сборников народных песен.

Иллюстрация к «Садко» Римского-Корсакова, эскиз костюма к «Князю Игорю» Бородина
Иллюстрация к «Садко» Римского-Корсакова, эскиз костюма к «Князю Игорю» Бородина

Были у них и критики, главным из которых был Антон Рубинштейн (Рубинштейн-старший), основатель Петербургской консерватории, первого высшего музыкального учебного заведения в России, который считал, что русская музыка должна строиться по образу и подобию музыки западноевропейской.

Критике со стороны кучкинцев подвергался и Чайковский, который часто использовал западные сюжеты для своих произведений. Например, “Щелкунчик” был написан по сказке Теодора Гофмана (композитора, ставшего одним из отцов немецкой национальной оперы и достойного отдельного рассказа), “Спящая красавица” по мотивам сказки Шарля Перро. Иронично, что именно Чайковский сейчас считается главным представителем русской музыкальной культуры.

Новогодний «Щелкунчик» в Большом. Культовое, но очень недешевое мероприятие.
Новогодний «Щелкунчик» в Большом. Культовое, но очень недешевое мероприятие.

Позиции “Кучки” по этому вопросу придерживалось и большинство музыкантов того времени. Уже в недалеком будущем появится новое поколение композиторов, включающее в себя Прокофьева, Стравинского и Шостаковича. Они не только догонят европейцев по развитию, но и зададут направление развития классической музыки на бóльшую часть XX в.

Стоит выделить самые примечательные (по моему скромному мнению) произведения участников “Русской пятерки”, по одному от каждого. Я назову оперу “Хованщина” Мусоргского, оперу “Князь Игорь” Бородина, оперу “Садко” Римского-Корсакова, оперу “Кавказский пленник” Кюи и фортепианную фантазию Балакирева. Отдельного упоминания достойны “Картинки с выставки” Мусоргского, а также многочисленные романсы, написанные кучкинцами.

Их деятельность оказала огромное влияние на развитие русской музыки и русской культуры в целом. Они прекратили процесс замещения русской культуры европейской и вернулись к русскому фольклору как к вдохновению для современного творчества. Объединенные едиными убеждениями, наставляемые Балакиревым и вдохновленные примером Глинки кучкинцы стали феноменом, ознаменовавшим ренессанс русской культуры.

Стравинский (слева) и Прокофьев (справа) позже совершат настоящую революцию в музыке XX в.
Стравинский (слева) и Прокофьев (справа) позже совершат настоящую революцию в музыке XX в.

Их творчество ценилось и за рубежом. Кучкинцы активно продвигали русскую музыку за границей, лично участвовали в постановке произведений своего кумира, Глинки, их собственные произведения также неоднократно там исполнялись. Подобно Дворжаку, они поднимают и тему славянской культуры.

Ярыми поклонниками “Могучей кучки” являлись Лист, Дебюсси и Равель, все они признавались, что творчество “Русской пятерки” оказало на них огромное влияние. В их честь объединение французских композиторов, отстаивающих независимость французской музыки от немецкого влияния, называло себя “Французской шестеркой” (Дюрей, Мийо, Онеггер, Орик, Пуленк и Тайфер). Произведения “Могучей кучки” исполняются по всему миру по сей день.

-10

Распад объединения. Жизнь участников после него.

В 70-х годах XIX столетия “Могучая кучка” начала распадаться. Как вспоминали ее участники, происходило это в силу естественных причин: они выросли, повзрослели, и индивидуальное видение мира стало преобладать над коллективным. Однако жизнь ее участников на этом не закончилась.

Помимо занятий музыкой, каждый из кучкинцев имел свою профессию. Балакирев полностью посвятил себя музыкальной деятельности: он стал одним из основателей Бесплатной музыкальной школы, управлял симфоническими оркестрами, а позже даже заведовал придворной певческой капеллой. Он умер в 1910 г. в возрасте 73 лет, прожив долгую и яркую жизнь.

Судьбы же его учеников сильно разнятся. Мусоргский, блестяще образованный гвардейский офицер, начал страдать от алкоголизма. Он был глубоко расстроен распадом “Могучей кучки”, восприняв это событие очень лично. В 1881 г. композитор скончался в больнице от цирроза, последние дни его жизни запечатлел Репин на своем полотне.

Найди 10 отличий
Найди 10 отличий

Бородин был ученым-химиком, достигшим на своем поприще успеха и сделавшим несколько открытий. Помимо научной и музыкальной деятельности, занимался он также и деятельностью общественной, являлся одним из членов-учредителей Русского химического общества. Скончался в 1887 г., во время организованной им вечеринки у него случился сердечный приступ.

Профессор Кюи учил инженерному делу самого Александра III
Профессор Кюи учил инженерному делу самого Александра III

Кюи, еще до распада оторвавшийся от своих товарищей, окончательно окунулся в инженерное дело, бросив музыку. Он дослужился до чина инженер-генерала и преподавал в Военно-инженерной академии, был проектировщиком укреплений Севастополя, сыгравших одну из ключевых ролей в его обороне в 1941-42 гг. Скончался в 1918 г. в Петрограде от кровоизлияния в мозг.

Римский-Корсаков же до конца придерживался идей “Кучки” и позже даже основал свой Беляевский кружок. До конца жизни он работал в мире музыки: начав свой путь в качестве морского офицера, он успел побывать инспектором духовых оркестров Морского ведомства, подобно Балакиреву, управлял придворной капеллой, дирижировал многочисленными оркестрами и даже был избран членом Шведской королевской музыкальной академии. Позже преподавал в Санкт-Петербургской академии и внес немалый вклад в создании теоретической базы для обучения юных музыкантов. Как наиболее плодотворный композитор из “Кучки”, он также закончил несколько работ покойного Мусоргского. Скончался Римский-Корсаков в 1908 г. от инфаркта.

Конец – это всегда начало чего-то нового. Деятельность “могучей кучки” изменила ход развития не только русской, но и зарубежной музыки, и проложила дорогу для новых композиторов, творчество которых оказалось не менее гениальным, чем творчество их музыкальных предков.

—————————

Всем спасибо за прочтение моей первой заметки. Если публике зайдет, я планирую написать целую серию заметок про музыку и композиторов, как российских, так и зарубежных. На примете уже есть несколько интересных тем, так что оставляйте фидбек, жмите лайки и кидайте материал друзьям, я буду рад любой реакции!

Автор - Зорикто Дондоков

Ссылка на Кота, великого и ужасного — https://vk.com/catx2

Ссылка на мой паблик, там иногда можно увидеть, как я комментирую кс и доту— https://vk.com/zor1ch

Добрые слова принимаются в лс и коменты

Благодарность длинным рублем лучше кидать на Сбер (89295992058), я поем в столовой в вашу честь)

Ссылки на другие статьи — даст Бог, скоро тут будут