Найти в Дзене
Сретенский монастырь

ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА

Жанна Курбатова

Поклонение Христу. Пастыри и мудрецы

В иконографии Рождества Христова присутствует ряд персонажей «второго плана», появившихся под влиянием как Предания, так и апокрифических источников. Изображения волхвов и пастырей основаны на евангельском повествовании, а также на текстах апокрифов (Протоевангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матфея). Основные сюжеты с присутствием мудрецов – это беседа с Иродом, поклонение Богородице и Младенцу, путешествие со звездой, возвращение в свои страны. В тексте Евангелия от Луки описаны эпизоды Рождества Христова, известные как «Благовестие пастухам» и «Поклонение пастухов».

Тиссо Джеймс «Благовестие пастухам», 1896 г.
Тиссо Джеймс «Благовестие пастухам», 1896 г.

Богоматерь созерцает тайну, подперев голову рукой, что мы видим на многих Синайских иконах. Ниже, посреди иконописных горок, сидит в задумчивости Иосиф, рядом с ним стоит пастух. Можно предположить, что пастух подошел к Иосифу с вопрошанием о произошедшем чуде. Вместе они размышляют над тайной воплотившегося Христа. Пещеру, в которой произошло чудесное Рождество, осеняет звезда, показавшая путь к Младенцу; на поздних иконах иногда вместо звезды изображается Святой Дух, сходящий вниз из верхнего сегмента иконы.

Раннее предание сообщает о том, что в Вифлееме были две прилегающих друг к другу пещеры, в одной из которых Богоматерь родила Спасителя, а в другой положила Его в ясли. Арка входа в пещеру с решеткой изображена на ампуле (сосуде для святого масла) из церкви святого Иоанна Крестителя в Монце (VI–VII вв.). Помимо основных персонажей события – изображения вола и осла, которые вкупе с контуром арки переносят нас в Вифлеемскую пещеру.

Очень рано появился отдельный сюжет, связанный с праздником Рождества, – «Поклонение волхвов». Волхвы приносят в дар Христу золото, как царю, ладан, как Богу, и миро, как смертному человеку, – в Евангелии не говорится о числе пришедших на поклонение мудрецов, но оно увязывается с числом даров, описанных в Священном Писании.

Волхвы изображаются в коротких туниках, широких персидских штанах. На головах – фригийские – маленькие, закрывающие только верх головы, – шапки с высокой, но узкой тульей, порой похожей на помпон. Иногда одежды орнаментированы: оформление одеяний подчеркивает восточное происхождение волхвов. В западной традиции волхвы еще называются царями и бывает, они одеты в царские одежды, а на их плащах орнаменты в виде лилий, как на императорских мантиях. В позднейших русских иконах на головах волхвов городчатые венцы, – с ними они и скачут на конях. Сами конные изображения волхвов чаще всего и встречаются на русских иконах.

Пришествие волхвов хронологически произошло несколько позже поклонения пастухов, но в христианском искусстве допускалось совмещение событий. Волхвы, так же как и пастухи, нередко стоят по обе стороны Богоматери и Младенца. А вот изображение путешествующих волхвов вверху иконы в полной мере канонично: волхвы скачут за звездой, скажем, к Иерусалиму, где их выслушает Ирод и предпримет затем страшные действия – прикажет убить младенцев в пределах Вифлеемских «от двух лет и ниже» (Мф. 2: 16). В современных росписях церкви Воскресения Христова в Белостоке силуэты мудрецов вписаны в расщелину пещеры: этим художественным приемом показано, что волхвы находятся не здесь – посреди поклоняющихся пастырей, – а пока еще совершают свой путь «со звездой».

На русских иконах XV–XVI веков все поле иконы покрыто «горками». На этих горках живописно, буквально как орнамент, располагаются фигуры пастухов, Иосифа, волхвов. В росписях собора святой Софии в Самаре, выполненных иконописцем Александром Чашкиным, горы написаны двумя цветами, на них произрастают травы и деревья, кроны которых очертаниями похожи на горящие свечи. Изображения мудрецов мы видим иногда на самих горах, иногда вверху, над их вершинами – посреди или напротив благовествующих ангелов. В храме Рождества Богородицы села Анискино композиция вытянута по горизонтали, благодаря чему все персонажи объединены с центром композиции, старец Иосиф сидит в своей обычной задумчивой позе, но очень близко к пещере Рождества, напротив повитухи (сцена «Омовение Младенца»).

-2

Иконописец Василий Архиповский изобразил на прориси 1809 года (Государственный исторический музей) симметричную композицию, в которой праведный Иосиф находится напротив повитухи, только сюжет с Иосифом совсем иной. Иосиф спит, а рядом с ним стоит ангел и предупреждает его в сонном видении о том, чтобы он взял «Матерь Младенца» и отправился в Египет. Эта прорись имеет двойное название: «Рождество Христово – Поклонение волхвов».

После дней торжественного, но при этом смиренного принятия поклонения волхвов, Богоматерь с Иосифом бегут в Египет. На больших развернутых иконах Рождества Христова мы видим этот сюжет. Согласно Протоевангелию Иакова, Ангел является во сне Иосифу и затем Святое семейство держит путь в Египет. Для Богоматери в этом сюжете найдены особенные иконографические нюансы: она сидит верхом, держа Младенца на руках, и кормит Его – взгляд Богоматери обращен к человеку, к зрителю. Страна фараонов изображена в виде града, рядом – персонификация Египта: женщина в царских одеждах, с поклоном принимающая путников. Все темы, связанные с историей Рождества Христова, неслучайны для иконописного образа: художники разных веков духовно размышляли над изображениями Рождества Христова, так же как и поэты, и детские писатели. Пожалуй, нет ни одного праздника, который бы имел такое обширное иллюстративное наследие: квинтэссенцией подобных размышлений уже в Новое время являются известные «подробные» западные вертепы.

Сюжет поклонения волхвов выглядит на византийских памятниках весьма церемонно и празднично: волхвы, одетые в парадные одежды, торжественно преклоняют колена, преподнося драгоценные сосуды Богоматери, представленной как Царица Небесная. Русские памятники имеют иное звучание. Изображения волхвов и пастырей сближаются: волхвы нередко одеты так же, как молодые пастухи. Хотя изображение фригийских шапок было введено в икону, чтобы показать, что волхвы – чужеземцы, но бывает, что и пастухи одеты в эти нарядные головные уборы. Русские иконописные памятники показывают единство, общность персонажей через это их внешнее сходство – ведь все они пришли поклониться Младенцу Христу.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм