Найти в Дзене
Van Beatle

Новое - хорошо забитое старое.

"Невозможно жить без солнца телу и душе без песни" (Ахматова А.) Верите ли? Голоса вокалистов и тембра рок-групп когда то были индивидуальными, отличались друг от друга и безошибочно узнавались в один миг. Дассен, Руссос, Роберт Плант, Марк Болан, Нодди Холдер, Ронни Джеймс Дио - их голоса узнаются и обжигают сквозь столетие (полвека уже прошло, еще на полвека даю гарантию) и этот список бесконечен. Нынче почти все молодые люди бубнят или бурчат одноподобный подьюбочный мандеж. Баста, Каста, Нилетто, Моргенштерн - если вы не видели клипа, вы нипочем не поймете где кто из них. Где Лобода, а где другая лабуда, без видеоролика не отличить. Зато Агузарову с Королевой, Пьехой или Пугачевой никогда не перепутаете. Даже само слово "хорошая рок-группа" в прошедшие 10-20 вообще не звучало в применении к современным исполнителям. Разумеется, группы появлялись, но не смогли существовать как стабильная творческая единица более пары сезонов, по причине невостребованности. Хороший прим
"Троица" А.Рублева - символ авангардного искусства.
"Троица" А.Рублева - символ авангардного искусства.

"Невозможно жить без солнца телу и душе без песни" (Ахматова А.)

Верите ли? Голоса вокалистов и тембра рок-групп когда то были индивидуальными, отличались друг от друга и безошибочно узнавались в один миг. Дассен, Руссос, Роберт Плант, Марк Болан, Нодди Холдер, Ронни Джеймс Дио - их голоса узнаются и обжигают сквозь столетие (полвека уже прошло, еще на полвека даю гарантию) и этот список бесконечен. Нынче почти все молодые люди бубнят или бурчат одноподобный подьюбочный мандеж. Баста, Каста, Нилетто, Моргенштерн - если вы не видели клипа, вы нипочем не поймете где кто из них. Где Лобода, а где другая лабуда, без видеоролика не отличить. Зато Агузарову с Королевой, Пьехой или Пугачевой никогда не перепутаете. Даже само слово "хорошая рок-группа" в прошедшие 10-20 вообще не звучало в применении к современным исполнителям. Разумеется, группы появлялись, но не смогли существовать как стабильная творческая единица более пары сезонов, по причине невостребованности. Хороший пример группа из Прибалтики Romuvos - группа все делает очень хорошо, по правилам старой классики рока, но сегодня мало кому это нужно. Дожили: музыка больше не нужна. Исчез сам пьедестал в общественном сознании, на котором раньше стояли кумиры!
Рассмотрим российский эстрадный сегмент. Поразительные чудеса долголетия! 30 лет на сцене одни и те же фигуры: Аллегрова, Басков, Валерия, Долина, Киркоров, Лепс, Бабкина и Крутой, с повторением одного и того же материала. Причем у всех названных персонажей всего по одной-две известных, удачных песни, чего конечно недостаточно для многолетнего продолжительного успеха, а по тридцать лет на первых ролях они держатся за счет закулисного влияния. Ни о каком движении или развитии этой культуры больше нет и речи, не считая голограммных визуализаций и костюмированных мега-шоу. Но мы говорим о музыке и ее развитии, а не видео-роликах и технически навороченных концертах. Так не было, не бывает, но есть: ступор и мафия, а всем заправляют кланы. Политика, экономика, культура, плечом к плечу, в неподвижности три десятка лет. Мафия искусства, гангстеры культуры, доны своего промысла рулят и заправляют делами, как чужими так и своими. Свободные 90-е дали тысячи новых идей и имен, а потом все замерло, застыло в творческой неподвижности. Надолго? Навсегда. Развивается только техническая составляющая - visual. Но это - "гляделки", это - не музыка.
Раньше: "Рок шагает по планете!". Ныне: "Вот идет всемогущий TELE2 абонент!" Под первый лозунг хочется творить, участвовать в общем движении. Под второй возможно только отдать свои деньги. Гитара - голос поколения второй половины 20-го века. Айфон (андроид) - мозг поколения 21-го века. Сравнимы ли их творческие потенциалы для развития личности?

Ален Делон
Ален Делон


Ален Делон: "Искусство продалось и служит выгоде. Это уже не искусство, а шоу-бизнес". Творчество, начиная с Андрея Рублева, конец 14 - начало 15 века, это взлет, прорыв, нарушение стандартов, выход за привычные рамки. Именно потому на "Троицу" Рублева в начале 20 века опирался авангард западно-европейского изобразительного искусства. Так же поступали импрессионисты с живописью, так поступали рокеры с музыкой. Писатель, художник, музыкант, творец не обязан угождать посредственности. Творчество не может развиваться в условиях ограничения и запрета свободы самовыражения и свободомыслия. Помните, как большевики решили расстрелять А.А. Вертинского, за песню про расстрелянных ими юнкеров? Вертинский тогда возмутился: "Вы же не можете запретить мне их жалеть!", на что комиссар ответил: "Мы можем запретить вам даже дышать!". Гений музыкальных куплетов остался жив только по случайности: пока большевики воровали его имущество, он успел ускользнуть. В современном мире на государственном уровне ограничены и регламентированы все проявления свободы. Творчество ставится в таких условиях в необычайно жесткие и узкие рамки, искусству остается балаганно-развлекательная роль, об этом и высказался Ален Делон.

А.А.Вертинский
А.А.Вертинский


Прежде музыканты записывали пластинки, создавали альбомы, ведомые концептуальной идеей, подобно тому, как писатели писали книги - рассказывая о своем восприятии жизни, рассматривая ее как в отдельных эпизодах, картинах, песнях, так и общей концепции в целом. Идейно и эстетически Alice Cooper очень близок с Эдгаром Алланом По, Rush - с Эрнест Теодором Амадеем Гофманом, Bowie эпичен как Бальзак. В музыке необходимо чувствовать эмоцию сочинителя и видеть образ, закодированный в произведении. Так, через чувствование, возникает понимание и устанавливается связь между душами творца и слушателя. Прослушивание произведений с субъективной точки зрения "нравится - не нравится" примитивно и неправильно. Дух вещает и Дух глаголет. Песни Beatles прекрасны, как Песни Соломона, поскольку дают высшее качество восприятия - восприятие духом, душевное понимание и чувствование. Дух всегда дает о себе знать, дает себя почувствовать другому Духу. Важнее всего Дух, стоящий за творчеством, живущий в артисте, авторе, исполнителе. Свыше ли он, или то бес кривляется. Со-разделение Духа и есть ключ к пониманию и восприятию Творчества.
Но, одинаковым словом - "песня", называют то, что было раньше и что теперь. А ведь это совершенно разные продукты: народные распевы и современное бурчание. В прошлом веке песня шлифовалась, как произведение искусства, всякий автор делал попытку создать шедевр в выбранном жанре или хотя бы мечтал об этом. Сейчас, в 21-м веке, искусственным интеллектом набирается из коллекций сэмплов звуко-шумовой фон для сопровождения голоса и что еще более важно - для сопровождения визуализации. А уж там то, в визуализации, весь креатив и сосредоточен. Вместо сочинительства - программирование. На первом месте - визуализация. По форме это еще та же песня, по сути - суррогат, подделка под то, что когда то было песней. Душу прячут все. Не модно это - показывать ее наличие. Бездуховность и меркантильность - вот хайп, любимый публикой. Моргенштерн - заслуженный лидер эстрады нового времени, яркий пример к сказанному. Хотя время смело и его, не под тем флагом спевшего. Подобно Вертинскому парень сбежал, история циклична.
Советскую песню заслуженно упрекали в переизбытке гражданской тематики. Хотя сами мотивы были прекрасны и выразительны: "Взвейтесь кострами, синие ночи" или "Ленин - такой молодой и юный октябрь впереди" - за этими мелодиями устремляется и летит душа, это был мелодический материал высшего качества и его создатели безусловно мастера огромного таланта, но хотелось публике чего тот более личного и близкого сердцу, что находили у Ободзинского, Хиля, Пьехи. Ныне одна из доминирующих тем - попа. Танец - тверк. Доминирующая тема попы лучше ли того прежнего переизбытка гражданственности? Решите сами. Продолжать сливать со сцены рэп в 20-х годах 21-го века, это то же самое, что продавать тополиный пух в июне. Он сам сыпется, его много везде и даром. Тот факт, что в рэпе существуют признанные авторитеты, не спасает жанр от 30-летней само-компиляции. Про Тимати и его лэйбл люди сведущие в музыке просто не говорят и не вспоминают, как не принято говорить про болезни. Тема тяжелая: "Лада седан - баклажан" - это очень тяжело для сознания бывалого меломана или культурного человека. Индивидуальность и в этом жанре по прежнему превыше всего. Билли Айлиш нашла свою интонацию и это принесло успех. Дело других исполнителей - искать и найти свою интонацию. А создавать в клубах звуковой шум - годится и "Лада седан - баклажан" .

Моргенштерн (фото из сети).
Моргенштерн (фото из сети).