Найти тему
Гараж Автоклассика

Газотурбинный Крайслер. Огнедышащая "машина будущего" из шестидесятых, для которой будущее так и не настало

Автомобильный мир пятидесятых и шестидесятых это, помимо всего прочего, еще и массовые эксперименты с газотурбинными силовыми установками. Как только турбина уменьшилась до размеров, позволявших установить её под капот грузовика, или на место двигателя в автобус, то сразу же заняла там своё место.

Владельцы и акционеры автомобилестроительных компаний видели во снах, как турбина насвистывает на их счета огромные прибыли, инженеры видели огромный потенциал для интересных исследований, а обычные автолюбители хотели как можно скорее прикоснуться к будущему. И такая возможность у них появилась, правда, только в США, и у очень ограниченного количества людей.

-2

В 1962 году Крайслер объявил о скором запуске в серийное производство первой в мире газотурбинной легковушки. Это был эффектный Chrysler Turbine Car, над созданием которого компания работала с конца пятидесятых. Внешне машина выглядела фантастически даже на фоне многих стильных легковушек тех времен. Одни только передние фары, стилизованные под сопла реактивного самолёта чего стоят. А сзади… Эх, умели ведь раньше делать красивые кузова, не то что сейчас, всё скучное и однотипное.

Своей внешностью Chrysler Turbine Car обязан итальянским дизайнерам из Ghia. Кузова, к слову, собирали там же в Италии и отправляли за океан уже готовыми. Дома, в США, осуществляли «женитьбу» кузова с силовым агрегатом, установку салона и внешнего декора.

Еще по теме ГТД:

Самое главное таилось под капотом. Компактный ГТД мощностью 130 л.с., способный выдавать крутящий момент в 576 Ньютонов во всем диапазоне рабочих оборотов, который варьировался от 20 до 45 тысяч. Планетарный редуктор снижал авиационные обороты до приемлемых автомобильных - 4680 об/мин, которые уже без труда переваривала трёхступенчатая АКПП. Максимальная скорость была ограничена на 195 км/час, а разгон до сотни занимал 10 секунд. Фантастические показатели для 1962 года.

Заявив о подготовке к серийному производству своего легкового газотурбинника, Крайслер пошел на авантюру, которая неизвестно чем могла закончиться. В рамках финальных испытаний они подготовили 50 машин для передачи всем желающим автолюбителям, готовым протестировать новинку в режиме ежедневного использования. Из всех расходов участники испытаний оплачивали только топливо, всё остальное – доставку машины до места жительства испытателя, техобслуживание и ремонт, если он требовался, компания делала сама и за свой счет.

Спереди ГТД виден корпус воздушных фильтров. Отработанные газы отводились по двум широким каналам в заднюю часть машины.
Спереди ГТД виден корпус воздушных фильтров. Отработанные газы отводились по двум широким каналам в заднюю часть машины.

Желающих прикоснуться к газотурбинному будущему оказалось более 30 тысяч человек, поэтому пришлось устраивать что-то типа лотереи, отобрав по итогу 200 счастливчиков. Каждому из них, в порядке очереди, машина выдавалась на три месяца эксплуатации по своему усмотрению. Это были люди разных возрастов, профессий и предпочтений. Эксперимент проходил в разных штатах, кроме, кажется, Аляски.

-6

Это был любопытный опыт, от которого выиграли все. Счастливчики, которым выпал шанс покататься на уникальной машине, инженеры, которые смогли выявить все нюансы при повседневной эксплуатации экспериментальной техники и маркетологи, ведь лучшей рекламой перспективой машины было то, что она вполне могла оказаться у соседа по улице.

-7

В прессе взращивался тезис о том, что Chrysler Turbine Car станет революционным прорывом в мировом автомобилестроении, но серийного производства машина так и не увидела. В ходе испытаний выяснились некоторые особенности, делавшие эксплуатацию легковушки затруднительными. Главными из них были запредельный шум от свиста турбины на высокой скорости (выше 100 км/час), высокий расход топлива, невозможность ремонта в обычном автосервисе.

Еще по теме ГТД:

К слову о топливе. Турбина считалась многотопливным агрегатом, способным работать на дизеле, керосине, бензине и даже некоторых видах растительных масел, но категорически запрещалось заправляться этилированным бензином. Напомню, это были шестидесятые, тогда этилированный бензин был на 98% всех заправок в США, дизель встречался не везде, поэтому временным владельцам – испытателям оставалось лишь заправлять свой космолёт керосином, купленным в хозяйственных магазинах. При расходе топлива от 25 литров на сотню заправка была тем еще приключением.

-8

Отдельно следует вынести еще одну проблему - высокая температура под капотом. Температурный диапазон работы агрегата был от 600 до 1100 градусов по Цельсию, речь конечно, о камере сгорания, но при движении по городским улицам, с небольшой скоростью, агрегат быстро перегревался.

-9

У коммерческих газотурбинников дела шли тоже так себе, дальше опытно-экспериментальных образцов процесс не продвигался, поэтому в Крайслер решили повременить с массовым производством Turbine Car.

В 1966 году компания объявила о продолжении исследований, небольшую серию в 500 экземпляров всё же они решили собрать, но даже такую скромную партию выпустить не удалось, скорее по организационно-коммерческим причинам, а не техническим. Из готовых уже машин почти все были утрачены, в основном – разобраны.

Газотурбинный грузовик Kenworth
Гараж Автоклассика4 декабря 2018

К сожалению, или к счастью уж не знаю, дальнейшие работы над проектом были прекращены, и газотурбинное будущее для автолюбителей так и не наступило, но надо отдать должное Крайслеру – к этому они подошли максимально близко.

- Благодарю за внимание, лайк и подписку -