Найти тему
Деонис

Почему отсутствие религии порождает психические заболевания

«Наименьшее из вещей со смыслом ценнее в жизни, чем величайшее из вещей без него». 
Карл Юнг, Практика психотерапии
Альбрехт Дюрер
Руки молящегося. ок. 1508
Галерея Альбертина, Вена
Альбрехт Дюрер Руки молящегося. ок. 1508 Галерея Альбертина, Вена

Мы живем в мире, поглощенном бесконечной чередой кризисов. Но из всех кризисов, с которыми мы сталкиваемся, один, который может вызывать наибольшую озабоченность, которому уделяется относительно мало внимания, — это кризис смысла. В своем эссе «Цели психотерапии » Карл Юнг назвал это «общим неврозом нашего времени» и поясняет далее: 

«…отсутствие смысла в жизни — это душевная болезнь, полную степень и значимость которой наш век еще не начал постигать». 
Карл Юнг, Структура и динамика психики

Этот кризис охватывает несколько поколений. В конце 19 века философ Фридрих Ницше заметил, что нигилизм, или то, что он назвал « радикальным отказом от смысла » («Воля к власти»), был на подъеме на Западе. Было ли это результатом падения христианского мировоззрения и возникновения научного, редукционистского и механистического мировоззрения? Была ли «смерть бога» самым важным событием современной эпохи? 

«[Ницше] так остро ощущал агонию, страдание и нищету безбожного мира в то время, когда другие были еще слепы к его ужасающим последствиям, что он был в состоянии как бы наперед испытать судьбу подрастающее поколение».
Вальтер Кауфманн, философ, психолог, антихрист

Сейчас мы переживаем судьбу, предсказанную Ницше, судьбу, в которой, по словам Виктора Франкла, «все больше людей... . . есть средства к жизни, но нет смысла жить». (Виктор Франкл) Судьба, которая проявляется в « ненависти к существующему обществу, апокалиптическом «чувстве конца» [и] потребности в какой-то достойной причине, чтобы придать жизни смысл». («Искупление войной», Рональд Стромберг)  

В этом видео мы собираемся исследовать, что такое смысл жизни и почему он так важен. Затем мы рассмотрим, почему упадок религии может быть основной причиной современного кризиса смысла и основным фактором широкого распространения тревожных расстройств, неврозов и депрессии.  

«... Счастье связано с настоящим моментом, независимым от других моментов, тогда как смысл связывает события во времени, тем самым объединяя прошлое, настоящее и будущее».
Иэн Мак-Гилкрист, The Matter with Things

Смысл человеческой жизни основан на нарративе. Жизненный рассказ — это история, которую мы рассказываем себе о себе, и эта история действует как своего рода когнитивный организующий процесс, который помогает нам понять, кто мы и куда мы идем. Наш нарратив порождает и поддерживает наше самоощущение, и точно так же, как роман или фильм, он определяется определенным сюжетом или темой. Эта тема может быть связной и жизнеутверждающей, а может быть бессвязной, обескураживающей, бессвязной и потому лишенной смысла. Чем меньше смысла в нашей жизни, тем больше мы будем страдать, и это подтверждается опытом многих шизофреников, которые изо всех сил пытаются смотреть на жизнь через связность повествования. В « Безумии и модернизме» Луи Сасс цитирует больного шизофренией, который сказал:  

«Я чувствую, что потерял непрерывность, связывающую события моего прошлого. Вместо череды событий, связанных непрерывностью, мое прошлое кажется просто разрозненными фрагментами». 
Луи Сасс, Безумие и модернизм

И как Мак-Гилкрист объясняет это тревожное отсутствие последовательного жизненного повествования: 

«Если ваш мир распадается [из-за отсутствия повествования], вы перестаете видеть что-либо в контексте, и это становится загадочным и даже пугающим. Тогда выделяется его явная фактичность, поскольку он больше не может занимать свое место ни в какой мировой схеме других вещей и людей, которые придавали бы ему значение».
Иэн МакГилкрист, Дело с вещами

В то время как большинство людей не страдают от дезинтегрирующего эффекта отсутствия жизненного повествования, многим не хватает удовлетворительного повествования, богатого смыслом. Другими словами, нарратив, который создает удовлетворение и позволяет человеку справиться с экзистенциальными условиями жизни. Высокая распространенность тревожных расстройств, депрессии, зависимостей, а также употребления психотропных и запрещенных наркотиков является свидетельством, указывающим на это ужасающее отсутствие смысла, и, как отмечает Юнг:

«Бессмысленность подавляет полноту жизни и потому приравнивается к болезни».
Карл Юнг, Воспоминания, Сны, Размышления

Что еще хуже, в то время как многие люди чувствуют, что в их жизни чего-то не хватает, большинство из них не понимают, что отсутствует смысл. Вместо этого, чтобы заполнить эту пустоту бессмысленности, многие люди гонятся за большими деньгами и материальными благами, повышением социального статуса, увеличением знаний или, что важнее всего, большим количеством моментов удовольствия и счастья. Но ни одна из этих вещей не является адекватной заменой, поскольку, как объясняет МакГилкрист: 

«Люди, которые сообщают о том, что они счастливы, но не имеют или почти не имеют смысла в своей жизни, имеют те же паттерны экспрессии генов, что и люди, которые переживают хронические невзгоды, такие как одиночество, тяжелая утрата или бедность». 
Иэн МакГилкрист , Дело с вещами

Учитывая важность смысла, как жизнь, лишенная его, может быть наполнена им? Другими словами, как мы можем найти более осмысленное повествование о жизни? Хотя есть много практических шагов, чтобы продвинуть нас в этом направлении, от поиска жизненной цели до развития межличностных отношений и противостояния жизненным вызовам, один из самых эффективных — это прикоснуться к мудрости, заложенной в мифах великих религий. 

«Какая польза от религии без мифа, если религия означает, если вообще что-то, именно ту функцию, которая связывает нас с вечным мифом?»
Карл Юнг, Ответ Иову

Мифы, или то, что чаще называют мифом или мифологией, содержат истины о человеческом затруднительном положении и природе психики, выраженные в повествовательной форме. Эти нарративы можно использовать для дополнения нашего личного повествования богатыми смысловыми нитями, поскольку они дают представление о том, как справляться с элементами человеческого состояния, будь то свобода, потеря, одиночество, болезнь, старость, страдание или смерть.  

В наши дни многие из нас отнесли миф к области вымысла, полагая, что только разум, логика и наука, или то, что называется областью логоса, могут открыть нам истины мира. Но как пишет Юнг:

«Миф — это не выдумка: он состоит из постоянно повторяющихся фактов, которые можно наблюдать снова и снова».
Карл Юнг, Ответ Иову

И логос, и мифос являются сферами для открытия истины. Но истины, которые они раскрывают, имеют другую природу. Наука учит нас неврологическим коррелятам, лежащим в основе феномена боли, мифы учат нас тому, как осмысленно переносить боль. Наука учит нас, как вылечить болезнь, мифы учат нас, как осмысленно справляться с утратой и смертью. Или, как объясняет Карен Армстронг: 

«Логос (или «разум») [является] прагматическим способом мышления, позволяющим людям эффективно функционировать в мире. . . .Людям всегда были нужны логотипы, чтобы сделать эффективное оружие, организовать свое общество или спланировать экспедицию. Логос [есть] . . .постоянно искать новые способы контроля над окружающей средой… [и это] необходимо для выживания нашего вида. Но у логотипа есть свои ограничения. Хорошо манипулируя миром и делая нас могущественными, это [не способствует] какому-либо более широкому пониманию смысла нашей жизни — для этого люди обратились к мифам».
Карен Армстронг, Дело в пользу Бога

Мы можем проникнуть в царство мифов через великие литературные произведения, будь то произведения Достоевского, Шекспира или Сервантеса, но величайшим источником этой мудрости являются великие религии. Ибо основная цель религии с незапамятных времен заключалась в том, чтобы помочь нам справиться с нашим экзистенциальным затруднением и найти смысл в жизни, даже если эта цель иногда искажалась религией в ее организованных и институциональных формах.

«Не только христианство с его символами спасения, — пишет Юнг, — но все религии, включая примитивные с их магическими ритуалами, являются формами психотерапии, лечащими и исцеляющими страдания души и страдания тела, вызванные душой.»
Карл Юнг, Практика психотерапии

И в речи, произнесенной перед группой психотерапевтов в 1930-х годах, он далее объясняет: 

«Это не игра слов, когда я называю религию психотерапевтической системой. Это самая сложная система, и за ней стоит великая практическая истина».
Карл Юнг, Символическая жизнь

В качестве примера того, как можно использовать религиозные мифы, Юнг исследует символическое понятие подражания Христу. 

«[Разве] Иисус не является прототипом тех, кто, доверяя своему внутреннему опыту, пошел своим путем, бросив вызов миру?»
Карл Юнг, Цивилизация в переходный период

Подражание Христу — это представление о том, что жизнь Иисуса должна использоваться как образец того, как нужно жить. Согласно святому Августину, подражание Христу было основной целью жизни хорошего христианина. Но, как объясняет Юнг, традиционная интерпретация подражания Христу как совет, что мы стремимся жить так, как жил Христос . . имеет такой недостаток: в конце концов мы поклоняемся как божественному примеру человеку, воплотившему в себе глубочайший смысл жизни, а затем, из чистого подражания, забываем воплотить в реальность наш собственный глубочайший смысл — самореализацию...».  (Карл Юнг, Алхимические исследования)

Юнг предполагает, что подражание Христу следует интерпретировать символически как призыв идти своим путем и стремиться к максимально полному развитию себя, насколько это возможно для человека. Юнг видел во Христе пример того, кто полностью реализовал себя и не боялся следовать своей совести, даже если это закончилось его преследованием. Иными словами, Христос был примером героической личности. 

«Подражание Христу можно понимать и в более глубоком смысле. Это может быть воспринято как долг реализовать свои глубочайшие убеждения с тем же мужеством и тем же самопожертвованием, что и Иисус».
Карл Юнг, Алхимические исследования

Подражание Христу — лишь один пример из глубокого колодца практической мудрости, заложенной в великих религиях, и, чтобы извлечь пользу из этой мудрости, нам не нужно ни становиться последователем организованной религии, ни присягать на верность какой-либо конкретной секте или вероисповедание. Поскольку многие организованные религии развращены властью и унижены политикой, они могут стать препятствием для доступа к подлинным религиозным истинам. К счастью, извлечь пользу из истин великих религий можно благодаря личным усилиям. Чтение текстов, изучение различных ритуалов, заложенных в мифологии, и, самое главное, применение на практике того, что мы узнаем, может породить религиозный взгляд на жизнь. Или, как объясняет Карен Армстронг: 

«Единственный способ оценить ценность и истинность любого мифа — это действовать в соответствии с ним. Миф о герое, например, который принимает одинаковую форму почти во всех культурных традициях… показал нам, как жить более насыщенно и насыщенно, как справляться со своей смертностью и как творчески переносить страдания, которым наследует плоть. Но если бы мы не смогли применить его к нашей ситуации, миф остался бы абстрактным и невероятным».
Карен Армстронг, Дело в пользу Бога

Чтобы истины религии повлияли на нашу жизнь, нам не нужно полностью понимать их значение. Ибо мифы, как и сны, закодированы в символической форме, и поэтому они указывают направление истин, которые не полностью постижимы сознательным интеллектом, но, как объясняет Юнг: 

«Нам нравится воображать, что то, чего мы не понимаем, никоим образом нам не помогает. Но это не всегда так. Мифы [имеют] прямое влияние на бессознательное, независимо от того, понято оно или нет. Тот факт, что его повторяющиеся рассказы не так давно устарели, я думаю, можно объяснить его полезностью». 
Карл Юнг, Архетипы и коллективное бессознательное

В современном мире многие из нас полностью разорвали свою связь с царством мифов, и многие из нас относятся к религии с насмешкой и презрением. Некоторые считают это признаком просветления и прогресса, но это может быть формой психологической регрессии. В лекции под названием « Психология и религия », прочитанной в Йельском университете в 1937 году , Юнг дошел до того, что назвал атеизм «городским неврозом». единственным средством исправить то, что их беспокоило, было зарождение религиозного отношения к жизни.  

«Среди тех, кто находится во второй половине жизни, — писал он, — то есть старше 35 лет, не было ни одного, чьей проблемой в конечном счете не было бы найти религиозный взгляд на жизнь».
Карл Юнг, Психология и религия

Если мы продолжим отвергать религию, мы не потеряем потребность в смысле. Мы просто будем искать смысл в других местах. Мы будем поклоняться государству, политической партии или науке — все это неадекватные, а иногда и опасные заменители культивирования подлинного религиозного взгляда на жизнь. 

Возможно, поэтому нам нужны религиозные мифы, чтобы питать нашу психику и наполнять нашу жизнь смыслом и целью. Возможно, без какой-либо формы религиозного мировоззрения человек скатывается в хаос нигилизма, тоталитаризма и ненависти к себе и обществу. А для тех, кто думает, что наука покончила с нашей потребностью в религии, Юнг задает следующий вопрос: 

«Может ли наука быть настолько уверена, что не существует такого понятия, как «религиозный инстинкт»?»
Карл Юнг, Развитие личности
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (1495—1498). Трапезная монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (1495—1498). Трапезная монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.