Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 7,7
- IMDb - 7,7
Жанр: мультфильм, мюзикл, фэнтези, драма, семейный
Бум на «Пиноккио» пошёл с 2019 года от Маттео Гарроне, а уже в 2022 двое мастеров Роберт Земекис и Гильермо дель Торо выдали своих деревянных мальчиков. Что же, версия мексиканца получилась отнюдь не для детей. Кукольная графика с эффектами стоп-моушен переносит действие в фашистскую Италию, где отец и сын любят друг друга и всегда готовы помочь окружающим.
Наивность и первый эпизод мультфильма уже говорят нам о трагедии, хотя и скрывают её за весёлым Джеппетто и мальчиком Карло. Проект полон мрачности и религиозных посылов. Сцена в церкви олицетворяет не только веру, но также и утрату, и недосказанность. Даже в обычных фразах при нависшей угрозе чувствуется глубокий посыл и жёсткий контекст. Параллели в персонажах отражают истинную сущность героя, а достоверность ужасов войны до такой степени нагоняют тоску, что даже волшебным и потусторонним существам ты не удивляешься.
Драма потери набирает обороты таким образом, что отчаяние человека прослеживается и в его поступках, и в его изменившемся окружении, и в призрении общества, пока перед зрителем не рождается Пиноккио. Гильермо дель Торо добавляет всем знакомых героев драматической тропой. Отчаяние и безысходность жестоко передаются через анимацию. Волнение и страх чётко прослеживаются в глазах не понимающих происходящее людей. Любопытство и тяга к действию озаряется на лице Пиноккио.
Под гнётом фашистов общество перестраивается, обнажая корыстные цели. Сюжет сразу разделяет явных антагонистов и союзников, но именно незнание деревянным мальчиком социума бросает его в опасные приключения. Эксплуатация, корысть и обман витают кругом, мороча голову остроносому герою.
«Смерть – это только начало». Осознание особенности, над которой не властно время, приводит к крайности людей и перетягиванию владения мальчиком в своих целях. Отец Джеппето дарит заботу и заполняет утрату; владелец цирка граф Вольпе использует живую марионетку ради обогащения; подеста фашистского режима видит в Пиноккио бессмертного солдата, который поможет выиграть войну. Жёсткая пропаганда и лживые обещания окунают главного героя во все передряги.
Драматично следует случайно брошенная фраза, которая ранит сильнее огня. Жестоко, но зритель понимает горечь отца, и в тоже время не может быть рассержен на деревянного мальчика в силу его детского возраста. «Испанский стыд» накрывает сильно, но интерес ведёт тропою живых и мёртвых. Потусторонний мир позволяет мальчику понять разницу в добре и зле, а осознание вечной жизни накрывает мрачной действительностью.
Мультфильм впивается в зрителя войной и эксплуатацией невинных граждан. Это ужасно ещё от того, что наивный Пиноккио не осознаёт всей ситуации. Режиссёр приписал не просто аналогов фашизма, но полноценно добавил Бенито Муссолини в изощрённый войною мир. Ключевые элементы сказки Диснея тут воспринимаются совершенно по-другому. Даже в брюхе огромной рыбы не чувствуется лучезарной надежды на спасение, только переживание за жизнь персонажей.
Кульминация, знакомая всем, бьёт отвагой и самопожертвованием. Перемена в лучшую сторону у второстепенных героев также радуют тебя, но не смотря на этот сложный путь, осадок от увиденного остаётся. Это взрослая интерпретация известной истории, которая ложится на реалии современного мира. Вера в человечество приносит свои плоды, и человек системы ступает на правильную тропу.