Найти тему
aNiWaf

Рождественское чудо, или анализ аниме "Однажды в Токио"

Оглавление

Однажды в Токио (с японского букв. "Токийские крёстные отцы") - третий полнометражный фильм покойного режиссера Сатоси Кона, который был выпущен на экраны в 2003 году.

Кон уже достиг вершины своего успеха в то время, он считался одним из самых важных и влиятельных режиссеров японской анимации, благодаря двум своим предыдущим шедеврам — "
Идеальная грусть" и "Актриса тысячелетия".

Выпущенный чуть более чем через год после предыдущего фильма,
Однажды в Токио представляет собой настоящую революцию для Сатоси Кона, включая и его коллег по работе. По сути, хотя он возобновляет свои рабочие отношения со студией Madhouse для технической реализации этого фильма, он прерывает сотрудничество с Садаюки Мураи, сценаристом, который помогал ему в написании двух предыдущих фильмов. На его место режиссер выбирает другую крупную фигуру, Кейко Нобумото, сценаристки таких аниме как Ковбой Бибоп и Волчий дождь, вовсе не новичка в анимационной индустрии.

Кратко о сюжете

Канун Рождества, трое бездомных друзей пережили свое собственное рождественское чудо: роясь в помойке в поисках рождественского подарка, они обнаруживают новорожденного ребенка. Несмотря на то, что они без гроша в кармане, трое берут малышку к себе и называют ее Киёко, что означает "чистое дитя".

Они отправляются на поиски матери Киёко, основываясь на том немногом, что они знают о ней из ее скудных пожитков. Но ночь только начинается, а город огромен. Прежде чем они осознают это, троица оказываются втянутыми в череду событий, включая похищение, смерть и таинственный красный конверт.

Добрый трансвестит Хана, сбежавшая девочка-подросток Миюки и воинственный Джин составляют невероятное трио, поскольку они заботятся о ребенке и пытаются найти её место. Наконец-то взглянув в будущее, они также могут взглянуть в лицо своему прошлому, немного приблизившись к тому, чтобы найти свое собственное место в мире.

источник: аниме "Однажды в Токио"
источник: аниме "Однажды в Токио"


Эта работа не очень похожа на предыдущие фильмы Кона. Повествование в хронологическом порядке следует за историей главных героев, иногда перемежаясь короткими воспоминаниями, и где границы между реальностью и воображением четко определены.

Не прошло и двух лет после выхода предыдущей работы — что заставило режиссера так внезапно изменить свое видение? Можно было бы сказать, что причина кроется в прерванном сотрудничестве с Садаюки Мураи, но это абсолютно не так. Сам Сатоси Кон в интервью, опубликованном на сайте ANN, объясняет, как его выбор был продиктован желанием произвести революцию в своем искусстве:

Действие "Идеальной грусти" и "Актрисы тысячелетия" разворачивается там, где смешиваются мечты и реальность. Если вы делаете все так же, как делали всегда, это может приесться. Поэтому я решил поработать с историей другого рода. Чувство, что я хочу справиться с вызовом, связанным с такого рода работой, было сильным. Когда снимаются фильмы и грань между мечтами и реальностью стирается, история может стать откровенно театральной. С "Однажды в Токио" мы намеренно упростили историю и сосредоточились на том, чтобы больше раскрыть предысторию персонажей.
— Сатоси Кон


Как и все великие художники, Кон чувствовал потребность в новом вызове, чтобы развиваться в своей профессии, необходимость проверить свое художественное чутье, искать новые мотивации, чтобы не застаиваться в своей зоне комфорта.

Менталитет “выбрасывания”

источник: аниме "Однажды в Токио"
источник: аниме "Однажды в Токио"

"Однажды в Токио", несомненно, следует повествовательным и стилистическим структурам канонического кино, но это не значит, что Кон вообще не экспериментировал. Одной из самых необычных особенностей этого фильма на самом деле являются не какие-то мелочи, а выбор главных героев.

Первое большое различие заключается в количестве главных героев. Кон до сих пор привык к тому, что в его предыдущих работах был только один главный герой, окруженный несколькими второстепенными персонажами, более или менее важными. Однако здесь есть три главных героя, равных во всех аспектах. Это всё ещё не фильм-ансамбль, но так же нетипично видеть, как три главных героя играют центральную роль в фильме режиссера.

Также разнообразие персонажей. Выбор бездомных в качестве главных героев крайне нестандартен. Это не абсолютное новшество в кинематографе, но оно, безусловно, беспрецедентно в японской анимации. Естественно задаться вопросом,
что побудило режиссера сделать такой особый выбор. Не вдаваясь без необходимости в объяснения, я оставляю слово непосредственно Сатоси Кону:

Я знал, что если я сделаю главных героев бездомными, то встанет вопрос о том, есть ли за этой работой послание для общества (или нет). Я понимал это. Однако важно было не просто представить проблему бездомных в сценарии, а сосредоточиться на мышлении, связанном с вещами, которые мы “выбрасываем”. Это люди, которые были “выброшены” из общества; бездомные, сбежавшая девочка. В японском обществе гражданские права, которыми обладают люди, немногочисленны. Я хотел изучить, как кто-то, отделенный от основного общества, сможет в очередной раз его обновить.
— Сатоси Кон


Послание Кона посвящено моральным и социальным вопросам, но не в информационных целях,
"Однажды в Токио" - это не документальный фильм. Его намерение не состоит в том, чтобы указывать своим зрителям: “Смотрите! В Токио полно бездомных!“. Вместо этого режиссер хочет сосредоточить внимание на порочности японского общества, которое поглощает всех, а затем изгоняет, — отбрасывает тех, кого считает ненужными. Люди-вещи — когда они бесполезны, они просто становятся хламом.

Спонтанное отчуждение

источник: аниме "Однажды в Токио"
источник: аниме "Однажды в Токио"

Как я уже упоминала в предыдущем абзаце, Кон выбирает трех бездомных, которые сильно отличаются друг от друга как по возрасту, так и по полу и социальному классу. Тем не менее, они разделяют ту же мотивацию, которая привела их к бездомной жизни: бежать от своего прошлого.

  • Джин владел магазином велосипедов. Он женат, и у него есть дочь. Его жизнь была бы идеальной, если бы не его пристрастие к азартным играм. Разорив все сбережения своей семьи, Джин решил сбежать. Он чувствует себя ничтожеством и больше не имеет никакого права встречаться взглядом со своей женой и дочерью.
источник: аниме "Однажды в Токио"
источник: аниме "Однажды в Токио"
  • Хана была дрэг-квин, выступавшим в известном ночном клубе японской столицы. Однажды она встретила мужчину своей жизни, поэтому решила бросить работу в клубе, чтобы завести семью. К сожалению, у ее идиллии была короткая жизнь. Ее возлюбленный вскоре умирает. Чувствуя вину за его смерть, Хана просто хотела исчезнуть, вот почему она отчуждает себя в мире невидимых, бездомных.
источник: аниме "Однажды в Токио"
источник: аниме "Однажды в Токио"
  • Миюки родилась в семье среднего класса, ее отец - полицейский, а мать - домохозяйка. Отец Миюки — тиран, в то время как ее мать, похоже, просто не может перечить мужу. После очередной ссоры Миюки наносит своему отцу удар кухонным ножом в живот. Поняв серьезность своего поступка, Миюки убегает из дома, считая себя недостойной быть частью своей семьи.
источник: аниме "Однажды в Токио"
источник: аниме "Однажды в Токио"

Все трое сознательно бежали, охваченные чувством стыда по отношению к своим соответствующим семьям. Короче говоря, Джин, Хана и Миюки выбирают бездомную жизнь в качестве покаяния, как путь искупления своих грехов. Готовность каждого из главных героев хотеть быть частью семьи, меланхолическое чувство, подчеркнутое тем, что они (бессознательно) создали своего рода семью без каких-либо кровных уз, только из-за совместного пути.

Джин, Хана и Миюки - добрые, сердечные люди, поэтому божественное вмешательство дает им возможность воссоединиться со своими близкими, — и эту возможность зовут Киёко. После завершения этого последнего акта добра город вознаграждает их, делая
“крестными родителями Токио”. Именно это имел в виду Кон в отрывке из вышеупомянутого интервью. Послание режиссера - это крик надежды: если мы хотим дать новую жизнь аморальному обществу, мы должны начать все сначала с новых поколений (представленных в “маленькой Киёко”), крестя их позитивными, более "человеческими" ценностями. Для этого нам нужны правильные “крестные отцы” — люди, оторвавшиеся от безжалостности общества, как и главные герои этого фильма.

Своего рода романтическое провидение, возможно, немного чересчур слезливое, но, в конце концов, посыл фильма направлен на то, чтобы согреть сердца людей, ставших нечувствительными из-за безразличия современного общества. И потом, это все еще рождественский фильм.

Божественное вмешательство

источник: аниме "Однажды в Токио"
источник: аниме "Однажды в Токио"

Вступительная сцена фильма разворачивается в христианской церкви, в которой священник выполняет свою работу - церемонию, посвященную рождению Иисуса, в полном рождественском духе. Не совсем традиционный японский праздник.

Вскоре после вышеупомянутой церемонии три главных героя находят маленькую девочку, брошенную в мусорном контейнере. Забрав ее в свое убежище, они решают дать девочке имя, выбор падает на Киёко, или японское название песни
“Тихая ночь”, которое буквально можно перевести как "чистое дитя", очевидная отсылка к Иисусу. Сходство между Киёко и христианским Мессией самоочевидно, просто подумайте о бесчисленных случаях, когда Киёко спасала трех главных героев от верной смерти (например, в автомобильной аварии в супермаркете). Джин, Хана и Миюки направляются, подобно волхвам к рождественской звезде, на их пути к социальному “воскрешению”.

источник: аниме "Однажды в Токио"
источник: аниме "Однажды в Токио"

Затем Кон поднимает тему “судьбы”, ранее проанализированную в "Актрисе тысячелетия", но на этот раз с западной, христианской точки зрения. На самом деле, выбор в пользу христианской религии обусловлен именно тем, как понимается судьба. На самом деле, для христиан все можно объяснить Божьим планом, нет никакой судьбы, только путь, который Бог выбрал для нас. Хана повторяет эту концепцию как мантру, на самом деле она всегда видит мир с положительной стороны, даже когда находит ребенка в мусорном контейнере.

Таким образом, Кон отклоняется от концепции судьбы, ранее показанной в
"Актрисе тысячелетия", где главная героиня Тиёко видит в ней Куродзуку, злого духа. Режиссер еще раз расширяет свою мысль, он делает это, меняя концепцию, выраженную в его предыдущем фильме, таким образом, задавая зрителю вопрос: судьба - это злой дух или божественный замысел?

Взгляд в прошлое

источник: аниме "Однажды в Токио"
источник: аниме "Однажды в Токио"

"Однажды в Токио", как я неоднократно говорила, безусловно, фильм, который сильно отличается от предыдущих художественных фильмов режиссера; тем не менее, есть несколько аллюзий на них.

Наиболее ярким примером является персонаж
Сатико, женщины, которая притворяется родной матерью Киёко. История этого персонажа, помимо того, что она чрезвычайно трагична, является явной отсылкой к первому фильму режиссера "Идеальная грусть". Сатико теряет своего ребенка сразу после родов. Это событие приводит к разрушению ее психики, вплоть до того, что ее разум изменяет реальность событий, как механизм самозащиты, позволяющий преодолеть травму. Такой меланхоличный персонаж действительно кажется неуместным в фильме, который, в конце концов, считается комедией. Просто подумайте о тех нескольких минутах фильма, в которых появляется Сатико, где она практически всегда намеревается покончить с собой, сначала бросаясь с моста, а затем из здания. Только в этой последней сцене, когда Сатико находится на крыше здания, в атмосфере преобладает синий цвет, абсолютно не случайный выбор. Персонаж Сатико действительно выглядит как часть актерского состава "Идеальной грусти".

источник: аниме "Однажды в Токио"
источник: аниме "Однажды в Токио"

Второй намек касается маленькой Киёко. Исходя из того, что написано в предыдущем абзаце на тему судьбы, в "Актрисе тысячелетия" у нас есть главная героиня Тиёко, которая пассивно переживает события, которые влияют на нее, потому что она думает, что была проклята злым духом. С другой стороны, в этом фильме мы видим Киёко, которая является источником, порождающей силой событий; той, кто приводит в движение весь механизм фильма. Неопровержимый концептуальный “диссонанс” этих двух персонажей создает удивительный контраст с созвучием их имен, даже если они написаны разными образами.

Еще одно доказательство того, что Сатоси Кон никогда не менял свои работы, но они всегда были в постоянной эволюции.

Послесловие

источник: аниме "Однажды в Токио"
источник: аниме "Однажды в Токио"

"Однажды в Токио" - это работа, с помощью которой Сатоси Кон освобождает себя от ярлыка “режиссера, который снимает сюрреалистические фильмы, где ничего непонятно”. Фильм о срыве, с помощью которого режиссер продемонстрировал податливость своего искусства, и прежде всего, продемонстрировав свою свободу делать все, что ему вздумалось.

"Однажды в Токио", в отличие от его предыдущих работ, - это фильм, доступный каждому, и рождественская тема только усиливает его целевую аудиторию. Фильм для всех, с посланием, адресованным каждому. Кон, однако, не отрицает всего своего анимационного прошлого — в действительности, можно найти несколько аллюзий, которые отсылают к его предыдущим фильмам, тем самым давая его поклонникам важные фрагменты для воссоздания мозаики его мыслей.

Таким я вижу этот фильм, и обязательно советую посмотреть его и вам. Это был мой первый опыт подобного "глубокого" анализа анимационных работ, надеюсь вышло не плохо. А на этом пока всё, смотрите хорошее кино, ставьте лайки и подписывайтесь на Пульс, Дзен и Телеграм, чтобы быть в курсе новых публикаций. Спасибо, что остаётесь со мной, до новых встреч и с Рождеством.~ ✨

баннер канала
баннер канала
✨🎄Новый год к нам мчится! Новогодние эпизоды аниме🎄✨
aNiWaf30 декабря 2022
Добрые аниме, которые помогут снять стресс
aNiWaf12 декабря 2022
если у вас появилось желание и вы можете себе позволить, буду рада вашему донату "на чай с печеньками" здесь, большое спасибо 🙏